33. УКАЗ ЕКАТЕРИНЫ II АДМИРАЛТЕЙСТВ-КОЛЛЕГИИ
С.-Петербург, 26 января [6 февраля] 1779 г.
По причине последовавшего в прошлом году помешательства в навигации и торговле иностранных народов к нашим северным портам — Онежскому и Архангельскому от одного американского капера 1, который около Кап Норда чрез несколько недель держался, признали мы за нужно и полезно принять достаточные меры к ограждению оных от подобных неудобностей.
Вследствие того сим повелеваем из находящихся в Архангельском порте судов как можно скорее снарядить, вооружить и снабдить всем потребным два военные корабля и два фрегата к выступлению в море, предписывая определяемому на них командиру:
1) чтоб он по открытии весною навигации вышел в Северное море и чрез все лето крейсировал там от Белого моря до Кап Норда и в окружности оного, составляя из эскадры своей такую цепь, дабы без ведома его ни одно судно прокрасть не могло; 2) чтоб он, таким ооразом стережа и карауля, доколе время дозволять будет, безопасность общей навигации, естьли встретит какой-либо иностранный капер с патентом своего правительства, пристойно объявлял офицерам и экипажу оного, что пребывание их в тамошних водах ни дозволяемо, ни терпимо оыть не может, чтобы они потому ехали назад, куда им угодно, ибо он с нашею эскадрою нарочно прислан для ограждения и защиты общей к здешним портам торговли без разбора нации; что по такому назначению своему, конечно, не попустит он ни им, ни же кому другому производить в тамошних водах каперство, невзирая на имеющийся патент, и что напоследок, в случае безрассудного их упорства, а наипаче действительного в ремесле своем покушения, не возможет он обойтиться без употребления противу их самой силы, оставляя уже на их собственный счет все из того неприятные последствия.
А как по условию нашему с датским двором и оный вышлет с своей стороны в часть Северного моря, к берегам его прилегшую, и в одинаковом с нами намерении несколько кораблей (статься же может, что и шведский то самое учинит), то имеет командующий нашею эскадрою офицер обходиться с ними, а особливо с датскими, самым дружеским образом ив случае нужды взаимствовать друг другу пристойным вспоможением, да и в рассуждении крейсирования своего пристойно сноситься, где кому плавать в своих водах. А как снаряжаемая у города Архангельского небольшая эскадра не может выттить из Белого моря по причине льда прежде июля месяца, то для выиграния времени повелеваем мы равное число кораблей и фрегатов выслать весною по самому первому пути к Кап Норду из Ревельского порта, которым велеть там равным образом крейсировать и соединиться потом с архангельскою эскадрою 2.
К командованию сей соединенной эскадры не оставит Коллегия избрать и употребить по ее рассмотрению офицера особливо расторопного и способного, который бы умел согласовать поручаемое ему очищение части Северного моря, к нашим портам прилегшей, с теми уважениями, которые к разным воюющим державам по наблюдаемому нами строгому нейтралитету непременно сохранять надлежит, дабы той или другой из них не подать повода к справедливой жалобе и нареканию, ибо мы не имеем намерения мешаться в их взаимные неприятельства, только хотим обеспечить купеческое мореплавание в водах, к нашим областям принадлежащих.
Подлинный подписан тако:
Екатерина.
ЦГАДА, ф. 1274, д. 128, л. 252—254 об. Копия, рус. яз.
Комментарии
1. См. примеч. 2 к док. 32.
2. Для защиты торговых кораблей Россия действительно выслала летом 1779 г. в Северное море четыре корабля и два фрегата. Аналогичные меры приняли также Дания и Швеция. В следующем, 1780 г., Россия прибегла к более решительным мерам в связи с усилившимся «притеснением торговли». См.: О вооруженном морском нейтралитете, с. 5—7, предисловие. 8/19 февраля 1780 г. Екатерина II подписала указ Адмиралтейской коллегии, в котором говорилось: «Сверх отправляемых и в нынешнем году, по примеру прошедшего, двух кораблей и двух фрегатов в Северное море для oграждения свободного мореплавания и торговли к портам нашим, признали мы за благо вооружить из флота нашего при Кронштадте пятнадцать кораблей, приуготовя для них все потребные припасы провиант и морскую провизию на полгода...» (АВПР, ф. Дела о вооруженном морском нейтралитете д. 5, л. 1, копия; О вооруженном морском нейтралитете, с. 61).