О Камчатке и Северо-Американских колониях.

Плавание вокруг Света на шлюпе Ладоге в 1822, 1823 и 1824 годах. С. Петербург. В Морской Типографии. 1832. 8. 275 ст.

По распоряжению Правительства, Г. Лазарев, в качестве Начальника шлюпа Ладоги, находился в отряде, назначенном в колонии ИМПЕРАТОРСКОЙ Российской Американской компании. Во время своего плавания из Кронштадта во владения Компании и обратно, прадолжавшегося с Авг. 1822 до Окт. 1824 года, он описывал виденные им страны. По кратковременному пребыванию в посещенным им местам, он немог описать их со всею полнотою. Не смотря на сие книги его любопытна.

Предлагаема, здесь содержание того, что повествуется в сем сочинении о землях, принадлежащих России: Камчатке и Северо-Западном береге Америки, полагая что сведения, хотя и неподробные, о столь отдаленных и мало извеснных странах вовсяком случае не могут быть не любопытны. [99]

О Камчатке. Петропавловская гавань обширна и безопасна. При самом входе в Авачинскую губу можно стоять на якоре. Число строений в Петропавлоском порте, не включая балаганов для сушения рыбы, расположенных при Кошке, 1 простирается теперь до 116, из коих 9 казенных.

Климат в Камчатке едвали не лучше, нежели во многих округах С. Петербургской Губернии; там не бывает ни больших морозов, ни сильного зноя; вообще зима начинается в Ноябре или Декабре, а весна наступает в Мае, при огнедышущих же сопках и горячих ключах настает зима позже, а весна раньше.

Грунт земли в тамошнем крае различен. На поверхности гор, состоящих обыкновенно из камня и твердой земли, образовался от гниения мхов мягкий слой, на долинах же пересекаемых горами, земля в одних местах губковатая [?], а в других исполнена растительной силы.

Земля Камчатки, как дознано и доказано, [100] способна к хлебопашеству. Не смотря на сие земледелие пренебрежено там до того, что Камчадалам почти вовсе не известно употребление хлеба. Для поощрения к разведению огородных овощей, Начальник Камчатки, по принятому там порядку, раздает трудолюбивым в подарок разные вещи, нужные для дома. Такое одобрение приметно умножило количество сих овощей. В Петропавловском Порте при доме, в коем живет Начальник, находятся фруктовой сад и огород.

На отлогостях гор растет березняк и кедровник, а берега рек Паратунки и Авачи покрыты ивой, ольхой, тополем, пихтой, шиповником и местами можевельником; в лесах очень много морошки, брусники, клюквы и воряницы, называемой в Камчатке шишкой; а на полях в изобилии растут особого рода лилии и Ульмария, также дикий чеснок (Allium), кипрей (Epilobium) сладкая трава (Spondilium) и разные другие обыкновенные растения.

В Петропавловском Порте всякой обыватель имеет по крайней мере одну корову. Лошади, [101] которых здесь мало, приведены, как известно, из Сибирских Губерний; собаки же, называемые Камчатскими, составляют богатство хозяина и находятся в Камчатке едвали не со времен ее населения. Они роста среднего, покрыты длинною, косматою шерстью, с повислыми ушами. Сии животные, которые никогда не лают, а только воют, очень смирны, вероятно от того, что летом и зимой питаются одною рыбою [?]. Кошек здесь мало, а крыс чрезвычайно много.

Судя по количеству звериных шкур, из коих жители делают одежду, можно заключить, что в здешнем крае водятся не в малом количестве медведи, дикие бараны, олени, горностаи, песцы и соболи.

Птицы в Камчатке различны; Г. Лазареву случилось видеть белоголовых и белохвостых орлов, ястребов, черных воронов, сорок, дятлов и куропаток; на реках и озерам большое количество белых лебедей, диких гусей, разного рода уток и куликов, а в Авачинской губе и на взморьи много старичков, ипоток (alea), урилов, [102] черных и белых чаек. Зимой заготовляется здесь множество разной дичи.

Авачинская Губа и все воды, омывающие берега Камчатки, изобилуют рыбою и другими морскими животными; но из млекопитающихся добываются только сивучи и тюлени; киты же и касатки, при всей их многочисленности, не ловятся. Жители получают усы и жир сих животных тогда только, когда они мертвые бывают выброшены на берег водами.

На берегу Авачинской губы близь местечка Паратунки, замечательного красотою местоположения, протекают целительные теплые минеральные ключи. По исследованию Паратунских ключей, оказалось, что чернильные орешки не производят в воде на малейшей перемены, опущенное же в нее серебро принимает чрез несколько времени цвет черноватый. Из сего можно заключить, что в ключах находится осеренный водородный или селитрородный газ. Точность такого заключения оправдывается и тем, что вблизи ключей чувствуется слабый запах гнилых [103] яиц; судя же по легкому слабительному действию воды, должно полагать, что в ней сера соединена с селитрою или известью. Опущенный в сей ключь термометр показывает до 40° Реомюр. Целебная сила сих ключей замечена в 1819 году одним матросом, который, страдав застарелою ломотою и болью от ран, излечился, пользовавшись сими водами. В двух саженях от источника устроены ванны. Воды сии вообще полезны длястраждущих хроническими болезнями.

Прежде коренные жители Камчатки имели большое уважение к шаманству или колдовству, которое состояло в сообщении с злыми духами, обладающими, по мнению народа, чудесною силою предсказывать будущее. Сей идолопоклонический обряд заключается в том, что один из предсказателей, надев на себя парку, обвешанную разными побрякушками, ударяет в бубны, сильно кивает головой, делает прыжки, кричит диким голосом и постепенно старается казаться исступленным; чрез несколько минут уверительно расказывает сообщенное ему, во время беснования, от подвластного духа. [104] Ныне трехгодичные труды духовного училища, в котором воспитываются малолетные дети, обратили Камчадалов к Свету Христианской Религии, положили начало просвещения в Камчатке и ниспровергли верование в шаманство, так что обряд призывания духов возбуждает теперь смех в Камчадалах.

О владениях Российско-Американской Кампании. В 1797 году Купец Шелихов, усмирив жителей острова Кадьяка [Кыхтан], завел на оном главное население для звериного промысла: в 1799 году ИМПЕРАТОР ПАВЕЛ І-й утвердил торговое общество, основанное Шелиховым; в 1800 году, по причине представившегося затруднения в ловле бобров, удалившихся от Кадьяка на значительное расстояние, главная Контора Компании переведена на остров Ситху, где новая колония, для защиты себя от диких островитян, укреплена полисадом с башнями и достаточным числом пушек. В 1802 году дикие, воспользовавшись отсутствием большей части промышлеников, ворвались в [105] укрепление, убили жителей и выжгли все строения; в 1804 году, по прибытии [26 Сентября] в Ситхинский залив из Кронштадта судна Невы, правитель колонии, сделал [2 Октяб.] нападение на неприятельское укрепление, находившееся в 2-х верстах от горы Кекуры 2, и принудил врагов к переговорам. Дикие ночью, 8 Октября, оставили крепость, предав ее пламени. — Таким образом вторично возобновилось поселение, основанное компаниею.

Ныне Ново-Архангельская крепость, застроенная в исходе 1804 года, заключается не в одном полисаде из кольев, как было прежде, а состоит из крепких деревянных стен с 4-мя башнями, и имея вид четвероугольника, похожа на красивый замок. Вмещая в себе обширный, укрепленный дом Главного Начальника, арсенал, казармы, она, вместе с своим форштадом и Адмиралтейством, составляет довольно [106] обширное селение. К сожалению жители крепости нуждаются в свежей воде; ибо на Кекуре при всех попытках, не могут открыть даже колодца. —

Хотя владычество компании укрепляется, но она еще слаба и не довольно обезопасена от набегов дикарей, окружающих владение ее на острове Ситхе. Сии дикие, называемые Колошами, сходные своими качествами и образом жизни более с лесными обитателями, нежели с людьми, не признающие никакого Божества, верящие в одно шаманство и переходящие самопроизвольно от одного Тоена 3 к другому, не упускают до сих пор случая убивать Руских, которых почитают своими врагами и притеснителями.

Руские обращаются с ними очень осторожно, избегая встреч без оружия. Самый звериный промысл не может начаться без согласия сего дикого народа. Весною Колоши разных поколений, в числе до 2000 человек, собираются в Ситихинский залив для [107] заготовления рыбы. Тогда Главный Начальник Колоний вступает с ними в условия стараясь ласками, а не редко и подарками склонить их в свою пользу. Дабы приобрести поручительство и залог мирного расположения их к Русским, ныне дозволена им небольшая оседлость при крепости, но запрещен самовольной вход в селение. 4 [108]

Продовольствие здешних обитателей скудно. Рогатого скота в главном селении весьма мало; свиньи, которые, питаясь рыбою, имеют мясо неприятное на вкус, держатся в небольшом количестве и мясо их продается по 60 копеек и даже по и рублю за фунт; дворовые птицы состоят из одних кур, из которых каждая стоит 5 рублей, за десяток яиц платят также по 5 р. 5 [109]

Горы в Ситхе покрыты столетними елями, лиственицею и душистым деревом, из рода кипарисов; кроме сего на отлогих берегах растут ольха и дикие яблони; а в ложбинах, по словам промышлеников, родится водяница, малина и проч. В лесах много диких коз [Эманов], коих мясо, за недостатком лучшего, почитается вкусным. Кроме рыбы, здесь в большем употреблении особый род черепокожных, известных под названием Мамай, из коих приготовляют питательный суп. Птиц вообще весьма много, между ими не мало и редких. Здесь водятся сороки с синим хохолком, черные вороны, чайки белоголовые орлы; гуси и разных родов утки находятся в большом количестве.


Комментарии

1. Песчаная отмель.

2. Общее название каменистой горы, выдавшейся в море.

3. Начальника.

4. Из последних известий, полученных Главным Правлением Российско-Американской компании, видно что сношения с Колошами приняли другой оборот: один из главных и самый беспокойный Колошенский Тоен, по имена Наушкекль, посещая часто Ситху и пленясь нашим богослужением, изъявил наконец Главному Правителю наших колоний, решительное желание свое принять Христианскую веру, потом целый месяц надлежащим образом, при руководстве Священника, приготовлялся к крещению и наконец 3 числа Апреля прошлого 1832 года удостоился Св. крещения в Ситхинской церкве и наименован Матфеем. Событие сие произвело сильное впечатление на Колош как Сигахинских, так и приехавших из дальних проливов и все они изъявили свое удовольствие; многие главные Тоены прислали к Главному Правителю сказать, что теперь только они уверились, что Руские нехотят им сделать никакого зла, а желают жить с ними в мире, — ибо приняли их Тоена в число Православных. Вскоре после того приехавшие в Ситху Тоены, из местечек Кену и Кунцова, объявили, что видя теперь дружеское расположение к Колошам, они просят, чтобы Руские поселились в означенных местах, для сбора промыслов; ибо им приезжать в Ситху далеко и не все, у кого есть промыслы, могут приезжать, уверяя, что теперь мы уже более ничего не должны от Колош опасаться, что Руские, среди их, будут в совершенной безопасности и что теперь настало время забыть прежние ссоры и жить навсегда в согласии. (См. К. Г. № 19. 1833 года).

5. Вообще ежегодная потребность в хлебе для всех Колоний весьма значительна. Компания во всех контрактах с промышлениками обязывается отпускать им хлеб недороже 5 р. за пуд; хлеб сей обыкновенно доставлялся либо из Охотска, либо покупался в Калифорнии; в первом случае, несчитая перевозки из Охотска чрез море, обходился пуд 9 р.; по чему ныне предположено доставлять хлеб только из Калифорнии; при первом опыте сей операции в прошедшем году пуд хлеба, таким образом приобретенного, обошелся в 3 р. 60 к. (См. Ком. Газ. N. 19. 1833).

Текст воспроизведен по изданию: О Камчатке и северо-американских колониях // Журнал министерства внутренних дел, № 1. 1833

© текст - ??. 1833
© сетевая версия - Thietmar. 2019
© OCR - Андреев-Попович И. 2019
© дизайн - Войтехович А. 2001
© ЖМВД. 1833