МАЛОИЗВЕСТНЫЕ ДОКУМЕНТЫ О ВОССТАНИИ ПУГАЧЕВА

В архивном отделе НКВД Татарии обнаружено несколько малоизвестных, но интересных документов о подавлении восстания Емельяна Пугачева. Значительная часть из обнаруженных документов — рапорты о денежном довольствии и расходах, связанных с командировками войск и офицеров по борьбе с Пугачевым, рапорты о понесенных убытках от налетов восставших крестьян и донесения о потерях при столкновении с повстанческими отрядами. Большой интерес представляют многочисленные донесения сельского духовенства, рассказывающие об огромных симпатиях крестьян к Емельяну Пугачеву, о их стихийных выступлениях при слухах о приближении Пугачева. Очень часто документы упоминают о том, что к «злодейской партии» Емельяна Пугачева присоединяются чуваши. Вот один из таких документов:

«В Чебоксарское духовное правление Объявление

Чебоксарского заказа села Богороцкого, Абашево тож, от священника Семена Васильева.

Сего 1774 году июля 17 дня по подговору означенного села Абашева приходских разных жительств из чуваш крещенных, а именно: Чебоксарскою уезда Кувшинской волости села Абашева Федора Федорова Брехметка, Якова Иванова Яруха, Якова Федорова Сидюха, брата его род нова Степана Федорова Сибеть, Степана Васильева Сакмурзина, Андрея Андреева Батуки, Вурманчи, а порусски как зовут, не знаю, Василия Степанова Васки, Ивана Миронова Иванушки, Андрея Семенова, Савгерея, Охатки, а как по русски зовут, не знаю; деревни Тогашевы — Андрея Гаврилова Маркушки, Игнатья Осипова, приехав от злодейской партии три человека, называющиеся казаками, во первых захватили одного села товарища моего, священника Стеффана Андреева, а потом Диакона Прокопия Филиппова, на другой после этою день те ж чуваши, усмотря меня в лесу, поймали и привели в деревню Клычаву, а оттуда связанного повезли было к злодейской партии, стоящей тогда на реке Унге и, не застав оной партии на станции, возвратились и меня с дороги свободили, так же и сын мой дьячек Иван Семионов, в тот же день теми ж чувашами возит был связанный в упомянутую ж злодейскую партию, где он был и освобожден. Того ради чебоксарского духовного правления покорно прошу сие мое объявление принять и записать, а сколько у меня пажити разграблено так же и церковного в утрате, тому приобщаю реэстр, Августа дня 1774 году...»

Как свидетельствуют другие документы духовенство рьяно боролось с народным восстанием. Оно не удовлетворялось лживой пропагандой против постанцев с церковного амвона, оно шпионило и предавало. В письме к преосвященному Вениамину Казанскому Екатерина возлагает большие надежды на духовенство в борьбе с Пугачевым. Вот это письмо:

«Преосвященный Вениамин Казанский.

Как вашему Преосвященству уже известно, без сомнения, какое неспокойство и разорение в Оренбургской губернии наносит бежавший из Казани из под караула войска донского казак раскольник Емельян Пугачев, который называет себя императором Петром третьим и собирает великую толпу легковерных. и таких же каков сам, непросвященных людей, то желание наше есть, чтоб ваше преосвященство в помощь Казанскому и Оренбургскому Губернаторам отправили от себя в те места епархии вашей, где по сим обстоятельствам за нужно найдете, к священникам наставления, как бы они своим прихожанам со увещеванием читать, и тем удерживать их могли от присоединения к сему самозванцу, толкуя им, коль страшно преступление перед богом и перед светом есть нарушение учиненной государю своему присяги, и что таковых преступников святая наша церковь предала и предает всегда вечному проклятию...

Октября 22 числа 1773 года Екатерина».

Несколько документов свидетельствуют о расправах с крестьянами чувашами, симпатизировавшими Пугачеву. Вот характерный документ:

«Указ Ея Императорского Величества Самодержицы Всероссийской из Учрежденной в Казане по Высочайшему Ея, Императорского Величества имянному указу секретной комиссии господину подполковнику [156] и свияжскому воеводе Чирикову. Секретная комиссия, рассматривая присланной от вас экстракт о содержащихся в Чебоксарской воеводской канцелярии преступниках, чебоксарского уезду новокрещенах Степане Федорове Сибете с товарищи, всего шести человек, в резолюции предписывает всех иных преступников за их злодеянии высечь плетьми и учинить растолкование, штобы вперед пребыли в должном повиновении, и спокойстве утвердить в подобающей верности и подданической Ея Императорскому Величеству присягою и освободить, а показываемого из них Иваном Мироновым десятника Васку сыскать и, естли обличит Миронов десятника, что он наряжал ево в толпу, то сего десятника высечь плетьми и отрезать ухо при сходе всей деревни. Декабря 9 дня 1774 году.

На подлинном написано: Гвардии подпоручик Николай Горчаков».

Часть из обнаруженных документов была опубликована в 70-х годах прошлого столетия в журнале Казанской Епархии «Православный Собеседник», а часть вновь найдена в машинописных копиях с подлинника.

Копии документов, найденных в архиве, присланы нам тов. В. Бeбешко.

Текст воспроизведен по изданию: Малоизвестные документы о восстании Пугачева // Военно-исторический журнал, № 7. 1940

© текст - Бебешко В. 1940
© сетевая версия - Тhietmar. 2021

© OCR - Николаева Е. В. 2021
© дизайн - Войтехович А. 2001
© Военно-исторический журнал. 1940