Клетка Пугачева.

В архивах Московского губернского правления хранится от 1864 года небольшое дело канцелярии московского военного генерал-губернатора, озаглавленное так: „О передаче в публичный музей клетки и кандалов, в которых содержался в Москве бунтовщик Пугачев“.

Дело это началось донесением московского военного генерал-губернатора министру внутренних дел, которому от 5-го октября 1864 года генерал-губернатор писал: „В Московском губернском тюремном замке сохраняются железная клетка и кандалы, в которых привезен был в Москву и содержался до времени казни известный бунтовщик Пугачев“.

„Московский обер-полициймейстер, приписывая вещам этим историческое значение, ходатайствуете о разрешении передать оные в Московский музей

„Не встречая с своей стороны препятствий к приведению в исполнение означенного предположения обер-полициймейстера, долгом считаю сообщить о сем на усмотрение Вашего Высокопревосходительства, покорнейше прося вас, милостивый государь, о последующем почтить отзывом“.

На этой бумаге сделана карандашем следующая пометка: „Его Высокопревосходительство нaмеpeн осмотреть клетку и цепь лично, о чем просил ему напомнить“. 20 октября.

Так вопрос о месте нахождения клетки и кандалов Пугачева остался неразрешенным, и они остались в Московской губернской тюрьме. [332]

Но в 1865 году вопрос об этих памятниках Пугачева снова додается предметом министерской переписки, и на этот раз в деле принимает участие министр юстиции.

В сообщении от 10 апреля 1865 года министр внутренних дел Валуев писал московскому военному генерала губернатору:

„Министр юстиции уведомил меня, что при осмотре в Москве мест заключения арестантов, подведомственные судебным местам, он нашел в Московской губернской тюрьма кандалы и железную клетку, в которых содержался государственный преступник Пугачев, и что такую историческую древность было бы, по его мнению, приличнее хранить в Московском музей, чем в тюремном замке.

„Разделяя мнение тайного советника Замятина, я имею честь сообщить о сем Вашему Высокопревосходительству для зависящих с вашей, милостивый государь, стороны по сему предмету распоряжений, покорнейше прося о последующем почтить меня уведомлением".

На полях этой бумаги министра внутренних дел написано карандашем: „приказано ответить, что едва ли было бы удобно выставлять в музее напоказ орудие казни“.

В этом смысла и послан был в 1865 году, апреля 23-го дня московским генерал-губернатором министру внутренних дел следующий ответ:

„Отношением № 3427, Ваше Высокопревосходительство изволили мне сообщить предположение г. министра юстиции о помещении в Московском Румянцевском музее хранящихся ныне в здешнем губернском тюремном замке кандалов и клетки, в которых содержался государственный преступник Пугачев.

„Принимая во внимание, что Московский музей есть хранилище предметов науки и искусства, и что при постоянном стечении там посетителей, быть может было бы неудобно выставлять пред публикою орудия казни, я долгом считаю сообщить о сем предварительно на благоусмотрение Вашего Высокопревосходительства и покорнейше просить вас, милостивый государь, о последующем почтить меня уведомлением“.

Так писал московский генерал-губернатор в этот раз министру внутренних дел по поводу "предположения" министра юстиции. Видимо мнение московского [333] генерал-губернатора князя В. А. Долгорукова возымело свое действие, так как Императорский Румянцевский музей получил в свое ведение клетку Пугачева только в 1870 году, и с этого времени она находится в этом знаменитейшем древнехранилище в отделении памятников отечественной старины.

В каталоге Румянцевского музея о клетке и кандалах Пугачева сказано следующее: „Ручные кандалы с замком и отдельными тремя ключами от товарища прокурора 1870 года“, „Железная клетка, в которой содержался Пугачев в Московском тюремном замке, собственно железный заслон, сделанный углом из полос железа с такою же покрышкою и дверью и прибивавшийся к углу камеры для помещения арестанта — стоя “.

„Мера клетки в вышину 2 аршина 12 вершков, в ширину по одной стороне 8 1/2 вершков, по другой, где дверка, 11 вершков. Дверка вышиной 1 аршин 12 вершков. Кандалы весом 22 фунта, в длину 1 арш. 4 верш. Одним железным прутом соединяются вместе наложенными с наручниками. Из Московского тюремного замка в 1870 году“.

Пугачевская клетка, как бы в соответствие исторического сказания о ней, в Румянцевском музее занимает место в углу стены, при чем на стене здания при клетке находится черная доска с следующим печатным текстом на ней: „Яицкий казак Емельян Пугачев, пойманный в конце 1774 года, привезен был в Москву в деревянной клетке и посажен на монетном дворе, находящемся тогда у Воскресенских ворот, влево от Иверской часовни при входе на монетный двор под нынешним помещением 2-го департамента уездного суда“.

„Пугачев сидел прикованным к стене за железною решеткою и показывался народу в продолжение двух месяцев до дня своей казни“, т. е. до 10 января 1775 года.

„Железная клетка Пугачева, состоящая из сих решетчатых стенок, находилась сначала в юго-западной башне Московского тюремного замка, которая потому и названа Пугачевскою. А в 1851-м году устроена здесь в настоящем виде с присоединением ножных кандалов Пугачева, в которых весу 22 фунта“.

Такова история и судьба Пугачевской жизни.

На основании приведенных сведений о Пугачевской клетке следует придти к заключению: 1, что хранящаяся в Румянцевском музее клетка устроена в Москве по доставлении [334] сюда с Волги Пугачева, заменив собою деревянную, в которой он доставлен был в Москву; 2, клетка эта до 1851 года находилась в здании монетного двора; 3, из монетного двора Пугачевская клетка в 1851 году перемещена была в Московскую губернскую тюрьму и 4, из тюрьмы перемещена в 1870 году в Румянцевский музей и находится здесь среди многотысячных памятников отечественной древности, что, конечно, Емельяну Пугачеву и во сне не снилось!..

Н. И. Соловьев.

Текст воспроизведен по изданию: Клетка Пугачева // Русская старина, № 11. 1914

© текст - Соловьев Н. И. 1914
© сетевая версия - Тhietmar. 2015

© OCR - Станкевич К. 2015
© дизайн - Войтехович А. 2001
© Русская старина. 1916