№ 93-94

СЕНТЯБРЯ 9 и 22. — РАПОРТЫ СТАРШИН В. ГРЕКОВА И О. ЛАЩИЛИНА ДОНСКОМУ АТАМАНУ С. СУЛИНУ О ПРЕСЛЕДОВАНИИ ОТРЯДА ПОВСТАНЦЕВ В ВЕРХОВЬЯХ ХОПРА

№ 93

Сентября 9. — Рапорт старшины В. Грекова.

Михайлово

Сего сентября 8-го и 9-го чисел от старшины Осипа Лащилина, находящегося в великороссийских разных местах у искоренения государственного злодея Амельки Пугачева воровских его партий, письменно я получил:

1) что сего ж сентября 7-го по дошедшим к нему известиям, прибыв он в село Турки, яко разбойническая злодейская партия находится в селе Аркадаке, куда он с командою и преследовал. Прибыв в село Завьялово, точно известился упоминаемого села Аркадаку от земского Степана Андреева, что оная толпа в селе их находилась 3 дня в числе собранных называемыми полковниками Каменскими; он же сам на перекличке видел до 80 человек военнослужилых и понятых с сел Турков, Аркадаку, Завьялова, Малиновки и прочих немалое число, которая перешел от них в 15 верстах к селу Малиновке, да и видно де, что простираются вниз по Хопру; тако ж слышал от аркадацкого земского Андреева другое намерение — на село Елань или на Терсу;

2) сего ж сентября 8-го числа получено им, Лащилиным, откомандированный де партии его есаул Зубрилов в селе Репном действительно известился, что злодейская разбойническая партия прошедшую ночь ночевала в селе Тростянке, которая имеет движение по Хопру к нашим жилищам.

И требует он, Лащилин, меня с находящеюся при мне командою казаками к нему к спомоществованию, тако ж, ежели вблизости состоят на Бузулуке какие полки, в таком случае чтоб и они как скоро возможно поспешали прямо по кардону на село Третьяки и Тюковку.

А я сего ж сентября 9-го дня как всею с находящеюся при нем командою служилыми, отставными казаками и выростками 95 человеками к спомоществованию для искоренения воровских разбойнических толп в вышепрописанные от него, Лащилина, места как скоро возможно ход на сею имею.

И о вышепрописанном же в предосторожность и к скорому преследованию в вышепрописанные ж места от армии полковнику Михайле Себрякову отрапортовано, а к походному атаману Абросиму Луковкину и полковнику Максиму Янову сообщено.

Старшина Василий Греков.

ЦГВИА, ф. 32, оп. 194, д. 61, лл. 58-59. Подлинник.

№ 94

Сентября 22. — Рапорт походного полковника О. Лащилина.

За отправленным от меня к вашему высокоблагородию и войску Донскому от 3-го сего сентября моим рапортом, я в силу ордеров его высоко превосходительства г. генерал-поручика кавалера и воронежского губернатора Николая Лаврентьевича Шетнева и г. бригадира и Хоперской крепости коменданта Аршеневского, тако ж и наблюдая всеподданнический долг мой, ее императорскому величеству всемилостивейшей [167] государыне моей по верноусердной моей должности, по известиям государственного злодея и изменника Пугачева собранной толпы, следующей к городу Борисоглебску, Хоперской крепости и к нашим донским селениям, которые уже приближались было к селу Тюковке, от Борисоглебска верстах в 30, взял с собою наряженных в силу войсковой грамоты в поход к соединению собранным войскам в полки г. походного атамана Луковкина и полковников Янова и Вуколова 165 старых, престарелых и малолетних 100 человек, оставя при кошах 60 человек, тако ж и высланных ко мне господином армейским полковником Себряковым отставных и выростков казачьих детей и присланных ко мне при ордере от господина бригадира Аршеневского межевой команды 20 [человек], да выбегших из плену из пугачевской злодейской толпы Саратовской команды походного есаула Фомина 9 человек, Чугуевского полку с поручиком Пасмуровым 30, Хоперской крепости с хорунжим Куревлевым 40 человек, преследовал до села Караю, где получил известие, что неприятельская злодейская толпа по сражении моем 19-го прошедшего августа в селе Губарях отдалась назад к селу Туркам, тако ж и по Вороне, одна шайка — в селе Чернавке. Почему я, отправя от себя походного есаула Устинова с 50, да есаула ж Крюченкова с 30 человеками, которые, соединясь с командированным из Хоперской крепости от г. бригадира Аршеневского с капитаном Бутримовичем, что от той злодейской толпы по реке Вороне по селам чинят великие разбои, дворян и лучших мужиков вешают, а пожитки их грабят, а по разведыванию их сборища у них было в селе Чернавке человек до 100, которые, не страшась, вдарили на них. Побито де человек до 30, а человек до 50, засев в одном дворе, которых не было им способу достать, зажгли огнем, погорели.

И оные есаулы, соединясь со мною в слободе Романовке, с которыми я 5-го числа сего месяца следовал к селу Туркам, по известиям, что там находится от злодейской толпы 100 человек; а 6-го числа поутру прибыл я с командою в село Турки, где получил известие от старосты и лучших людей, что у них де оными злодеями повешано из дворян 9 человек, в том же числе и привезенный мужиками из села Третьяков прапорщик Степан Третьяков, и брошены в одном боераке. А находящиеся 5-го числа в селе их злодеи до 100 человек под 6-е число в ночи, не знаю де, от кого известились о приближении моем, бежали чрез реку Хопер и, разметав мост, вниз по Хопру к селу Аркадаку, где их находится злодейский полковник с собранною толпою Иван Михайлов. Почему я со всею командою следовал к селу Завьялову, которое состоит от Аркадаку в 7 верстах. И по прибытии моем в упоминаемое село Завьялово послал к Аркадаку малую партию, которые привезли ко мне того села земского и лучшего мужика Петра Стародубова, которые объявили, что та злодейская толпа стояла у них в селе 3 дня; и того 6-го числа по списку делали перекличку и доподлинно де они известны, что у них по списку состояло 850 человек, да их же села записались в тою скверную толпу 60 человек, да и прочих же сел немалое число присоединилось. И в сей де толпе более 1000 человек, а взятых ими из сел мужиков Зубриловки, Турков, Аркадаку с Завьяловым, Малиновки из других сел не безуповательно де до 1000 ж человек, которые по известиям, что я прибыл в село Турки с командою, пошли вниз по Хопру действительно де к селу Малиновке и стали в лугу между озер в крепком месте к лесу и объявляли перелезть реку Хопер чрез мост в селе Хоперском Карае и итти на город Борисоглебск и Хоперскую крепость, и Михайловскую станицу. Но я, дождав ночи, со всею командою поворотясь, к селу Хоперскому Караю 7-го числа к ночи прибыл и, перехватя у них тот мост, совсем пресек ему коммуникацию, известие получил, что оная злодейская толпа находится в селе Тростянке; почему я 8-го числа послал от себя, выбрав из своей команды [168] с есаулом Крюченковым 100 человек для разведывания оной толпы, которые, не доезжая села Засецкова, с ними повстречались и всею своею злодейскою толпою стремились на моих казаков. А оный есаул дал мне знать; почему я со всею командою в сопротивление им выступил; и божиим вспомоществованием побито у них до 100 да в плен взято 30 чело век, и обратил их в бегство, которые чрез ночь поворотились в село Тростянку.

А 9-го числа поутру повесили у них лучших двух мужиков, выговаривая де, чтоб, когда я прибуду с командою, отнюдь о тракте их, куда они пойдут, мне не сказывали, а ежели де скажут, то всех мужиков перевешают, а взятые пленные с жестокого пристрастия 117 объявили, что записной их злодейской толпы действительно было более 1500 человек да присовокупленных к вышеписанным селам из двух сел Амеликов, Репнова, Болошевки, Тростянки, Засецкова, Свинухи, пеших с копьями и с привострением рожнами всех более 2000 человек.

10-го числа из села Засецкова послал я в село Тростянку о разведывании той толпы, куда она потянулась. Но оные мужики, потакая или устрашась их угрожения, объявили посланному моему, что она потянулась на Елань в село Красавку, оттуда де намерены [идти] на Бузулук в Филоновскую станицу или на Медведицу. Почему я, отправляя от себя вперед, выбрав доброконных 100 человек с есаулами Зубриловым и Дятловым да чугуевских и хоперских казаков с поручиком Пасмуровым и хорунжим Куревлевым 60, а сам с командою за ними преследовал до села Красавки. А оная моя партия пошла далее на реку Терсу в слободу Острова; которые, прибыв туда [узнали], что от оной злодейской толпы приезжали в слободу Острова и приказали жителям заготовить провиант и фураж, а как де известились о прибытии моем в Красавку, не дошед до Островов, верст за 15 из слободы Пещанки поворотили прямо через степь к Саратову на городок Боланду. Но я, уведав, что не в отдаленности от меня состоит господин походный атаман Луковкин с полковником Вуколовым, дал ему знать, чтоб он соединился со мною, который под 11-е число и соединился, и мы того 11-го обще следовали к городку Боланде, не дошед, известились, что они в том городке ночуют по квартирам. И под 12-е число на рассвете, призвав в помощь всемогущего господа бога, вдарили на них и божиим всепомоществованием и счастием ее императорского величества оную толпу впрах разбили. И побито до 300 человек, да в полон взято более 100 человек.

А мне по приказанию господина походного атамана Луковкина находящихся при мне в поголовном походе для поисков и искоренения злодейских партий командированные разных станиц казаки, в силу войсковой грамоты по распоряжению, полковникам Луковкину — 28, Янову — 36, Вуколову — 101, всего 165 человек в их полки отпущены; а с остальными от Михайловской до Бурацкой станиц с старыми дряхлыми и малолетними (едва умеют конем владеть) по болезни моей отпущен в дом; а вчерашнего числа в лагерь, состоящий от Михайловской станицы в 20 верстах, к селу Поворину прибыл, где со оными нахожусь.

А как по нынешней снежной и мачливой осени старые и дряхлые люди претерпевают немалую нужду, тако ж, от чего боже сохрани, о злодейских партиях ни откуда никаких известий не имеется, того ради вашего высокоблагородия и войска Донского с покорностию моею прошу оных казаков соблаговолите распустить в домы, а иногда 118, отчего боже нас сохрани, и какие-либо впредь окажутся известия, то оных станиц чрез одни сутки все ко мне в Михайловскую станицу стать могут, в чем они мне под смертною казнею обязуются подписками. [169]

А сего числа поутру, будучи в доме моем, Михайловской станицы станичный атаман Потап Цепляев с стариками словесно мне объявлял, [что] за неимением де казаков в казачьих домах проживающие в Михайловской станице с паспортами великорусские люди нагло воруют казачьи пожитки; к тому ж во отправленную интересных дел станичных тягостей возки подвод отбывать некому.

И меня снабдить милостивою резолюциею.

Осип Лащилин.

ЦГВИА, ф. 52, оп. 194, д. 61, лл. 87-90об. Подлинник.


Комментарии

117. Т. е. под пыткою.

118. Здесь: если.