№ 58

Августа [после 20]. 63 — Извлечение из рапортов станичных атаманов войска Донского наказному атаману А. Луковкину о действиях отрядов Е. Пугачева в медведицких станицах.

Экстракт из поданных от нижеписанных медведицких станиц походному атаману Луковкину о причиненных тамо из толпы известного клятвопреступника и изверга Пугачева вступившею в те станицы партиею злодействах ведомостей и рапортов, в коих показано:

1. От Етеревской — что теми злодеями по вступлении их в станицу взято в толпу их казаков и казачьих детей в их службу неволею 35 человек, кои однако ж по разбитии их, злодеев, в дома возвратились; да без всякой вины повешены священник Степан Иванов, тож станичный атаман и одна женщина — итого 3 души.

2. От Раздорской — что по вступлении 18 сего августа в ту станицу первой злодейской толпы сам он, злодей, став на квартиру с злодейскими своими музыкантами, идучи по улице, подошел к станичному их питейному дому и закричал: «Кто тут есть?» А чумак как только сказал сие: «Кого тебе надобно?», то злодей ударил его в щеку, сказывая: «За что ты мне так противно говоришь, или ты меня за командира не почитаешь, ты знаешь, кто я?», и закричал своим злодеям, чтоб они, взяв аркан, того чумака повесили, который де ими того же часу и повешен, а питейный дом весь разорили и притом в злодейскую толпу взято из их станицы 40 человек казаков, кои все после в дома возвратились. [108]

3. От Орловской — что 17-го числа злодейский называемый полковник Яков Андреев с злодейскою своею толпою, вступя в их станицу, атамана и стариков поздравил с государем Петром Федоровичем и забрал из их станицы казаков и казачьих детей 47 человек; злодеям своим приказал по домам брать арчаки, ружья, сабли, дротики, плети и узды; по которому его приказу злодеями все дома разорены и коробьи перебиты, а 18-го числа, приехав в станицу, 20 человек злодеев, взяли атамана Алексея Железкина и двух стариков Сидора Казмина и Емельяна Клаветова и оных, по привозе в злодейскую свою толпу, содержали связанно чрез ночь и, бив всех троих, спрашивали, кто их злодейскую первую толпу разбил, не полковник ли Себряков; а они сказывали, что не знают; в то ж время в станице злодеями попов дом весь разорен, и хотели и самого его, попа, повесить, но, не повеся, били его, тож атамана и стариков, смертно; а из взятых казаков и казачьих детей неизвестно где находятся 5 человек, а прочие де все от злодеев бежали в дома.

4. От Заполянской — что 20-го числа злодейскою партиек» и той станице разбойничеством повешен атаман Евтей Степанов, а прочие биты довольно, казака ж Михея Лысухина, также хотев повесить, петлю уже надели, но испрошения станичного помилован, только бит, едва жив; а по домам все разорено, я казачьи ружья, яко же и станичные их письменные дела без остатка забраны; из станичного ж их табуна первою партиею что не лучшие лошади забраны, а второю — и совсем табун угнан до речки Безымянной, где оставлены только негодные и неспособные лошади.

5. От Малодельской — что злодеями вся та станица разорена и все, что ни было, тож, и лошади разобраны, да взято ими, злодеями, в подводы из казачьих детей 7 человек, кои де у них в станице не явились.

6. От Березовской — что 10-го числа приезжали к ним злодейской Пугачевой толпы 220 человек, и будучи в казачьих хуторах, повесили неведомо за что станицы их 3 человек: Василия Каменнова, Василия Егорова, Самойлу Гоголева, да четвертого — Скуришенской станицы Якова Каменнова; а в станице грабительством платье, деньги, арчаки, кони и воинское оружие все у них теми злодеями отобрано, отчего они пришли в крайнее разорение и к службе неспособны; да в толпу де их злодейскую взято было 2 казака, но они в дома возвратились, а отправленные от станицы по наряду в команду 5 человек, ни в той команде, ни в станице не явились.

Войсковой наказной дьяк Иван Несмеянов.

ЦГВИА, ф. 52, оп. 194, д. 61, лл. 78а-78б. Подлинник.


Комментарии

63. Датируется на основании упоминания в документе от 20 августа.