№ 11

Февраля 11. — Отписка Донской войсковой канцелярии в Военную коллегию о сожжении дома и аресте семьи Е. Пугачева в станице Зимовейской

г. Черкасск

...Отправленною в Государственную военную коллегию от 30 минувшего генваря сего году нашею войсковою отпискою донесли мы, [37] всеподданнейшие, что, во исполнение высочайшей вашего императорского величества из оной Государственной военной коллегии по высочайшему именному вашего императорского величества к нам, всеподданнейшим, от 10-го оного генваря присланной грамоте, командирован с присланным от господина генерал-майора и крепости святого Дмитрия обер-коменданта Потапова секунд-майором Рукиным нашего войска Донского старшина Туроверов в Зимовейскую станицу для забрани я находящихся в той станице злодея Пугачева жены и детей и, буде есть, родных братьев, для отправления ко оному господину генерал-майору Потапову на препровождение их к посланному от вашего императорского величества для пресечения злодейств помянутого Пугачева господину генерал-аншефу и кавалеру Бибикову, как и ради сожжения, если есть, двора означенного не только государственного, но и рода человеческого злодея Емельяна Пугачева, в каком бы он худом или лучшем состоянии ни находился и хотя бы состоял в развалившихся только хижинах, при означенном майоре Рукине при собрании священного той станицы чина, старейшин и прочих оной станицы жителей и рассеяния на том месте чрез профоса пепла, а потом и огорожи того места надолбами или окопать рвом, во оставление на вечные времена без населения, яко оскверненное жительством на нем все казни лютые истязания делами своими превзошедшего 17.

А сего февраля 11 дня оный старшина Туроверов, возвратясь в Черкасской, поданным нам, войску Донскому, рапортом донес, что он, 4-го сего месяца прибыв в ту Зимовейскую станицу, упоминаемого злодея Пугачева жены и детей хотя тамо и не застал, но той станицы священный чин, атаман и старейшины, по объявлении им данной ему войсковой грамоты, по долгу присяги донесли, что та жена сего злодея с детьми (одним сыном и двумя дочерьми) жительствует в Есауловской станице у родной ее матери Недюжихи, а дом его запродан ею в 1773 году в осеннее время той Есауловской станицы отставному казаку Еремею Евсееву за 24 рубля 50 копеек. Почему он обще с майором Рукиным, 6-го числа приехав в ту Есауловскую станицу, оный злодейский дом, хотя он и найден выстройкою поправляем, тотчас сломав, перевезли прямо на то место, где его, злодея, в Зимовейской станице обитание имелось, и тамо как тот дом, так и при речке Аксенце хижина с огорожею и с нескольким числом садовых деревьев, того ж 6-то числа при майоре Рукине, при священном чине, старейшинах и прочих сжег и пепел чрез профоса рассеял, а место не токмо одною Зимовейскою, но по верноподданническому долгу из ревности и усердия Есауловскою и Верхнею Курмоярскою станицами на оставление на вечные времена без населения, яко оскверненное вышепоминутым злодейским жительством, рвом 7-го числа окопано. О чем от Зимовейской станицы и свидетельство.

А также злодея Пугачева жену с тремя детьми, взятых без наималейшего огорчения, яко не имеющих участия в злодейских его, Пугачева, делах, при том рапорте представил. Что же де принадлежит до родных братьев сего злодея, то де у него имеется один Дементий Пугачев, который в 1769 году командирован в I армию, где и ныне находится. И потому означенная злодея Пугачева жена с тремя детьми во пополнение высочайшего вашего императорского величества повеления того ж 11-го числа отослана за пристойным присмотром в крепость святого Дмитрия к тамошнему обер-коменданту господину генерал-майору Потапову и [38] об оном Государственной военной коллегии сею нашею войсковою отпискою всеподданнейше представляем.

Семен Сулин.

Войсковой наказной дьяк Иван Несмеянов.

ЦГВИА, ф. 20. оп 47, д. 3, лл. 245об.-246. Подлинник.


Комментарии

17. Текст повторяет полностью содержание грамоты Екатерины II войску Донскому. (В сборнике не публикуется, см. ЦГВИА, ф. 20, от. 47, д. 2, лл. 326 и об.).