№ 398

15 февраля 1774 г.— Известие атамана повстанцев О. Сазонова гарнизону и населению Троицкой крепости с призывом покориться войскам Е. И. Пугачева

Из армии его императорскаго величества, следующей под Троицкую крепость, от определеннаго из главной армии походнаго атамана Осипа Созонова 1 во оную крепость всего общества людям о благополучии известие.

Небезизвестно есть нам, что около оной Троицкой крепости выезжающие обыватели для забрания сена и дров имеют великую опасность от разъезжающихся разных команд башкирцов притеснение, грабежи и смертоубивство. Чего ради вследствие сего сожалительно посылаю: естли вам оное крайное от разъежающихся показанных башкирцов напрасное раззорение терпеть, то, конечно, лутче добропорядочно склониться в подданство его императорскому величеству, прийти благополучными без всякой суровости и напрасного кровопролития.

Того ради, сожалея вас и не хотя реченного кровопролития и немилостиваго с вами поступления, покоритесь нашему императору, ибо он — истинный государь Петр Феодорович. Чего ради при сем посланным от меня Кичигиной крепости отставным сотником Данилой Кичигиным и при нем армейских казаков три человека для растолкования истиннаго познания — с имяннаго его императорскаго величества манифеста посылаю точную копию 2, которую, приняв в мир благополучно, и при собрании живущим всего общества мирским людям прочесть. Естли вы в чювство придете, то б, написав от всего общества мирскаго [277] людей склонную запись за рукою священническою, оную прислать с выбранными от вас хорошими людьми, сколько вам рассудится прислать. И на сие имею от вас ожидать милостиваго и несумненнаго по божиему благословению склонения в верное к его императорскому величеству подданство.

А ежели кто из вас найдется попрежнему ожесточенною, или во всякой суровости хочите остановиться, то уже не ожидайте никакой себе милости. И поступлено будет по именному его императорскаго величества указу и по всем правам строгости. Естли придите в склонность, то его императорское величество всячески жалует и во всем прежным погрешениям всемилостивейше прощает.

По отпуске сего, остаюсь здесь в Кичигинской крепости с командою, армейскими казаками в пяти стах, артилерии имею при себе три больших пушек, да малых пять со всем припасом; башкирской команды при себе имею две тысячи, кои оставлены на степи, сожалея вас, чтоб поблизости не стравили обывательских сен.

По рассуждению вашему, ежели желаете в склонность прийти, и я имею к лутчему порятку прибыть небольшею командою е лехкими людьми, для остановления тишины и основания по новости порядка. А ежелили со всею командою вступить, то, конечно, кормов столько отыскать будет неможно.

А хотите остановиться в суровости, то не более трех суток могу ожидать от вас милости. Имею следовать к самой Троицкой со всею своею командою, а в главную армию имею отправить почту тотчас, и главная армия будет следовать. Челаба склонена, а генерал с командою на степи в сорока верстах от Челябы осажен.

Крепость Кичигина. Февраля 15 дня 1774 года.

На подлинном подписано тако: походной атаман Осип Сазонов. С подлинного копировал бригадир Антон де Фейервар.

ЦГВИА, ф. 20, д. 1232, лл. 329—330.— Копия.


Комментарии

Оригинал известия атамана О. Сазонова был послан в Троицкую крепость с казаком Данилой Кичигиным, который на допросе в комендантской канцелярии привел обстоятельные сведения о повстанческом движении в Исетской провинции. Печатаемая копия известия была отправлена комендантом Троицкой крепости бригадиром А. А. Фейерваром в Военную коллегию 20 февраля 1774 г. (ЦГВИА, ф. 20, д. 1232, лл. 327—328 об.).

1 Сазонов Осип, исетский казак, в феврале—апреле 1774 г. один из крупных предводителей повстанческих отрядов в Йсетской провинции. В конце марта 1774 г. был направлен Пугачевым из-под Оренбурга с манифестами к исетскому воеводе И. Г. Лазареву (показания М. Д. Горшкова и Т. И. Падурова на допросе 2 апреля 1774 г.- ЦГВИА, ф. ВУА, д. 143, л. 205 и об.).

2 Речь идет о манифесте Пугачева от 2 декабря 1773 г. (ЦГВИА, ф. 20, д. 1232, л. 331 и об.; см. док. № 23 и примечания к нему).