№ 393

19 января 1774 г.— Послание полковника И. Н. Грязнова к нерусским народам Исетской провинции

По приказу Третьяго императора Петра Федоровича, полковника Грязнова оставшимся для осады города Челябинска Исетской провинции всех родов народам.

Сего 1774 года генваря от 11 до 13 чисел подлинное увещание от прежней государыни императрицы Екатерины Алексеевны — печатанный, в Санкт-Петербурге при Сенате прошедшего 1773 года ноября 29 дня манифест 1 — получили. В котором означено, что находящемуся под [273] Оренбургом и называющему себя высоким именем Петром Третьим, не верить, ибо он — донской казак Емельян Пугачев, к коему, по ложным его словам, к нему не приставали бы и все бы верноподданные от него отставали, за что де будут помилованы, и в вину сочтено не будет. После же онаго манифеста прислан от его превосходительства генерал-порутчика и кавалера Ивана Александровича Деколонга мулла Абдул-Гафер Мансуров для увещевания народа, которого мы выслушали. Почему для совета послали мы ведомства Исетской провинции во все волости звать народ, больших и малых.

Для того до собрания народа реченной провинции генерал-порутчик имеет дать время. Какое же по собрании народа будет согласие,— объявить не оставим. До того времени, не делая с обеих сторон вреда, воздержа народ, будем находиться в спокойствии. Находящихся у нас наших аманатов, также мурзу Иматбаева, для общаго с нами совета и донесения о ваших увещаниях, отпустить к нам всех без остатку. Муллу Абдул-Гафера Мансурова вам возвратили.

Генваря 19 дня 1774 года.

Печатается по кн.: А. И. Дмитриев-Мамонов. Пугачевский бунт в Зауралье и Сибири. СПб., 1907, стр. 61—62.


Комментарии

Татарский оригинал послания И. Н. Грязнова от 19 января 1774 г. и современный перевод на русский язык, находившиеся в делах военно-походной канцелярии генерал-поручика И. А. Деколонга, не сохранились. Печатаемый документ был составлен для увещевания той части башкир, которые, поддавшись уговорам Деколонга и его агента, муллы Салзаутской волости Абдул-Гафера Мансурова, стали колебаться и отходить от поддержки действий Грязнова, направленных на собирание сил для осады Челябинска. Мишарский старшина, ахун Абдулла-мирза Муслюмов на допросе в Исетской провинциальной канцелярии 19 января 1774 г. говорил, что Грязнов пять раз посылал к нему людей и дважды письма, уговаривая его не отходить от восстания (ЦГАДА, ф. 6, д. 627, ч. X, л. 250). Об аналогичных действиях Грязнова и его помощника, капрала казаков Чебаркульской крепости Т. Фалкова, рассказывал 22 января и башкирский старшина Сеит-Баттал Кувакаев (там же, лл. 370—371). Энергичные меры Грязнова позволили преодолеть колебания большинства башкирских старшин и включить их команды в свое войско.

1 См. примечания к док. № 392.