№ 291

Январь 1774 г. 1 — Доношение сотника Г. Т. Ситникова атаману И. С. Кузнецову о разорении Юговского завода в декабре 1773 г. башкирскими отрядами и о передаче жителям двух мельниц заводовладельца И. П. Осокина

Главноприсланному от его императорскаго величества российскаго войска предводителю Ивану Степановичю Кузнецову Юговскаго Осокина завода от сотника Гаврила Ситникова

Покорнейшее доношение

Доносим вашему благородию: прошлого 1773-го году февраля (Так в тексте; правильно: декабря.) в 27 день, будучи при оном Юговском заводе, посланные от его императорскаго величества с ымянным манифестом 2 для увещевания нас в повиновение его императорскому величеству, и присланной от походных старшин манифест с девети человекам башкирцев, которой с честию от них приняли и побликовали во всенародно, и повиновение его императорскому [200] величеству Петру Федоровичу все мы, мирские люди, в повиновеннической должности быть именовались, и ныне за его и[мператорское] в[еличество] обязуемся служить до последней капли крови. А они, старшины Батыркай Иткинин 3 с товарищи и с протчими башкирцы, несмотря на наше повиновение, наутрее, то есть февраля (Так в тексте, правильно: декабря.) в 28 день, приехавши на вышеупоминаемой завод во многолютственной армии, грабительски начали чинить: во-первых (Далее зачеркнуто: господский дом и все.), две канторы, а во оных канторах, сколько было заводских письменных дел, все уничтожили, також и все фабрики опустошили и у заводских жителей лошадей и продчего денежной суммы и одежи у многих обрали; а у кого сколько захвачено грабительски, о том при сем доношении впредь объявить имеем имянно росписью (Роспись не сохранилась.).

Да еще ж имею донесть вашему благородию. Есть господина Ивана Петровича Осокина по реку Быму две мучные мельницы, и об оных покорно, вашего благородия, просим: оные мельницы утвердить за нами и от чего, хотя небольшее пропитание иметь будем. И оные мельницы, какая воспоследует починка, то мы починивать обязуемся. А от крестьян о оных мельницах защитить и не отдать во владение тутушным по близости (Далее зачеркнуто: во владение.) живущим крестьяном: как небезызвестно есть вашему благородию, что при заводах пахот не имеетца, и пропитание ныне иметь не от чего. А сверх же сего, как повеление вашего благородия будет об оных мельницах, о приемной за помол денежной суммы, сколько быть имеет,— то мы будем от приемщиков з запискою принимать, и ис того, куда росход держаться будет, тож записывать имеем. Да однакож не можно ли вашему благородию об нас последних представить его императорскому величеству, государю нашему Петру Федоровичю, от чего б могли пропитание иметь. И тако на ваше благородие и отеческое неоставление надежду великую иметь будем. И о вышеписанном вашему благородию покорнейше доносим и все рабски вашего отеческого неоставления всенижайше просим, на сие мое доношение учинить милостивое расмотрение.

Генваря...(Число не указано.) дня 1774-го году.

ЦГАДА, ф. 6, д. 416, ч.I, лл. 29—30.— Подлинник.

Опубл. в сб. “Пугачевщина”, т. I, док. № 250.


Комментарии

Разгром и сожжение ряда заводов Прикамья, Среднего и Южного Урала башкирскими повстанческими отрядами в ходе Крестьянской войны не были проявлениями чувства национальной неприязни нерусских народностей ко всему русскому. В первую очередь такие действия были направлены против заводовладельцев, которые эксплуатировали как русских работных людей и крестьян, так и коренное нерусское население, захватывая общинные земли, леса, сгоняя на тяжелые работы по обслуживанию заводов (заготовка и подвоз руды, леса, жжение угля и т. п.). Имели место факты, когда сами заводские крестьяне выступали инициаторами разгрома заводов, призывая в помощь к себе башкир-повстанцев. Так, например, генерал-поручик Ф. Ф. Щербатов в письме к оренбургскому губернатору И. А. Рейнсдорпу сообщал, что крестьяне Архангельского завода (владелец Я. Б. Твердышев) “допустили сами башкирцев до зажжения того завода” (ЦГАДА, ф. 1100, д. 8, л. 220). Оренбургская секретная комиссия 21 мая 1774 г. доносила Екатерине II, что приверженность заводских крестьян к Пугачеву объясняется тем, что “им от него также вольность обещана, тож и уничтожение всех заводов, кои они ненавидят в разсуждении тягости работ и дальних переездов” (ЦГАДА, ф. 6, д. 508, ч. II, л. 5 и об.). К разгрому и сожжению заводов в 1774 г. в равной мере были причастны и русские, и нерусские повстанческие отряды.

1 Документ датирован временем отъезда атамана И. С. Кузнецова из-под Кунгура под Уфу в конце января 1774 г.

2 Имеется в виду манифест Пугачева от 2 декабря 1773 г. (см. док. № 23 и примечания к нему).

3 О Батыркае Иткинине см. примечания к док. № 276.