№ 198

26 января 1774 г.— Объявление полковника Караная Муратова полковнику Абдулкариму Рахманкулову в Нагайбакскую крепость о присылке пушек и двух русских подьячих

Объявление к находящемуся в Нагайбацкой крепости на месте Василья Ивановича Торнова мулле Абдулкариму Рахманкулову 1.

Прислали вы сюда с письмом для проведования о обстоятельстве, а мы уведомились, что посланы до вас прямо две пушки, а к нам 10 пушек, к коим послал встречу трех человек, токмо они еще не возвратились, а как возвратятся, обстоятельство предвидимо будет. Да притом объявляется, что от господина графа (И. Н. Зарубин-Чика.) велено взять нам и иметь двух руских подьячих. И для того в присылке оных многократно к вам писали, а токмо от вас в присылке к нам их не бывало, ниже и известия не получали. А за неимением рускаго подьячего в подаче к господину графу (И. Н. Зарубин-Чика.) репорта возможности не имеется. Однако вы в то ж время, как получите сие, пришлите двух подьячих безоговорочно, а в случае же вашей отговорки неминуемо буду репортовать графу Ивану Никифоровичу (И. Н. Зарубин-Чика.).

В чем во уверение старшина Каранай Муратов 2 руку приложил. 1774 году генваря 26 дня.

Да на обороте того письма написано: Сему, едущему крещеному казаку, дайте от деревни до деревни одну подводу безоговорочно и бес прогону.

ЦГАДА, ф. 349, д. 7304, л. 1 об.— Перевод с татарского.


Комментарии

1 Об Абдулкариме Рахманкулове см. примечания к док. № 166. На допросе в Казанской секретной комиссии в апреле 1774 г. атаман В. И. Торнов показал, что ближайший его помощник Рахманкулов был старшиной деревни Чалны (Чалпы, Чалмы), находившейся в 7 верстах от Нагайбакской крепости (ЦГАДА, ф. 6, Д. 431, л. 31). В ведомости Уфимской провинциальной канцелярии от 16 февраля 1775 г. упомянут как активный участник восстания старшина ясачных татар Недыревой волости Казанской дороги Абдулкарим Рахмангулов (“Материалы по истории СССР”, вып. V, стр. 586).

2 Каранай Муратов в конце января 1774 г. находился со своим отрядом под Мензелинском.