№ 185

20 декабря 1773 г.— Рапорт мирского поверенного М. Алчинова атаману Нагайбакской крепости В. И. Торнову о переходе казаков Кичуевского фелъдшанца на сторону повстанцев

Армейскому начальнику, господину отаману Василью Торнову 1, объявляю я, мирской поверенной Михаила Алчинов, с репортом.

Сего 1773-го году сентября (Так в тексте, правильно: октября.)...дня (Число не указано.) Казанского уезду Нагайской дороги деревни Большой Тигины Батырша Аделшин посылал к сотникам письмо, чтоб нарежать в казаки со ста душ по одному человеку, по которому ево письму, нарежавшись к нему, Батырше, приехали 2. А потом послал он их в Кашинскую крепость 3, кои тамо находились полтретья месяца, не могши вытти ис той армии. А уже они, изменив, приехали оттуда служить великому государю, императору Петру Федоровичу и стоять напротиву его неприятелей, а всего их 38 человек.

Что от вас повелено будет, ибо я до получения от вас приказа поставил их в деревне Ильбековой, ис коих один руской казак объявил, что де взял у него денег 11 рублев 75 копеек, да лошедь с седлом и с войлоком и япанчу деревни Сараилы Султей и с Аделем Мустафиным, а оной Султей и напред сего народ раззорял много.

Сей репорт писан 1773 году декабря 20-го дня.

Оное татарское письмо подписано руским письмом тако: К сему репорту вместо поверенного Михаилы Алчинова сын ево родной Лазарь Алчинов подписал.

ЦГАДА, ф. 349, д. 7304, л. 3 и об.—Перевод с татарского.


Комментарии

Архив походной канцелярии В. И. Торнова (док. № 185—202) был захвачен карателями в апреле 1774 г. при аресте атамана и ближайших его соратников и передан в Казанскую секретную комиссию, где переводчик Сагит Хальфин перевел документы с татарского языка. Документы канцелярии Торнова напечатаны и в других разделах данного сборника (см. док. № 30, 166, 168, 560, 561).

1 О В. И. Торнове см. примечания к док. № 30.

2 Речь идет о мобилизации служилых и ясачных татар в карательные отряды в октябре 1773 г. по предписанию казанского губернатора Я. Л. Бранта. Отряды эти, состоявшие из служителей местных гарнизонных команд, пахотных (поселенных) солдат, мобилизованных татар и башкир, были расположены вдоль границы Казанской губернии, прикрывая ее от проникновения повстанцев.

3 Кашинская крепость — в данном случае неверно переведено название Кичуевского фельдшанца (вблизи Бугульмы на Ново-Московской дороге), где находилась основная группа карательных войск.