№ 125

16 апреля 1774 е.— Прошение атамана повстанческого отряда М. И. Ситникова (Толкачева) Е. И. Пугачеву о позволении набрать на Иргизе добровольцев и доставить оттуда в Яицкий городок хлеб

Всепресветлейший, державнейший великий государь император Петр Феодорович, самодержец Всероссийский, государь всемилостивейший!

Доносит верноподданный вашему императорскому величеству, нижайший раб Матвей Иванов сын Толкачев, о чем, тому следуют пункты:

1-й. Сего 1774-го года апреля 15-го дня о здравии высочайшей вашего императорскаго величества пресветлой персоне и о счасливом с верноподданными рабами над неприятели успеха 1 проведав, я, нижайший, о чем тот же час с возрадованием моего духа приносил всех создателю мою благодарность.

2-й. На что возревновав, я верноподданнически ко услугам и оказании еще вашему величеству моей ревностной службы даже до последней капли крови и, сожалея ж в православно христианской вере живущих и служащих вашему величеству рабов и бедных, осиротевших после убитых на баталиях, в верности ж служащих храбро именитых мужей, жен их и злочастных жалостивейших детей и беззлобивых младенцев.

3-й. Вашему величеству возымел чрез сие верноподданническую прозьбу мою для всего объявить и покорнейше просить о дозволении мне, нижайшему, по состоящему нынешнему времяни военному в недостатке у нас в городке хлеба, от чего претерпевают немало число народа глад и алчбу, а, кольми паче, бедные сироты и младенцы. Чего ради не благоизволите ди, ваше императорское величество, препоручить мне, нижайшему рабу, о доставке того хлеба, хотя с-Ыргизу или, по способности, из других, где возможно будет, мест, в каманду собою желающих к тому как из яицких казаков, так и из руских мужиков. Сверх же того, и о преклонении к верной вашему императорскому величеству службе и к преумножению еще протчих народов для успеха над неприятелем, ко изтреблению его на нас нападения.

А небезызвестно нижайшим нам, что на Иргизе, да и во многих местах, некое число желают со всеусерднейшею охотою служить вашему величеству, коих в том Иргизе находится немалое число в разных тамошних слободах и местах. И ежели ваше императорское величество соблаговолите сие мое ревностное желание и о христианстве попечение принять и соизволите вашего величества наслать милостивейшее мнение, о чем покорнейше прошу, как о взятье в городок Яицкой от тутошних мест хлеба, також и о наборе к тому, где способность допустить может, верноподданных к службе рабов, о том снабдить имянным вашего императорскаго величества указом с полным наставлением о содержании в моей каманде людей и о послушании их во всяких случаях, также и о снаряде к тому для поспешения и опасности от неприятеля орудием и оружием. Всемилостивейший государь, прошу вашего императорскаго величества о сем моем прошении решение учинить.

Апреля 16-го дня 1774-го года.

Прошение писал приписной к войску Яицкому из руских в казаки Иван Мамантев.

ЦГАДА, ф. 6, д. 460, л. 185 и об.—Подлинник.


Комментарии

Печатаемое прошение было найдено у М. И. Ситникова (Толкачева), предводителя небольшой группы повстанцев в заволжских степях.

В конце мая 1774 г. отряд М. И. Ситникова был настигнут вблизи рек Узеней командой подполковника К. Муфеля и полностью захвачен в плен; 39 повстанцев во главе с Ситниковым доставили под конвоем в Яицкий городок (рапорт генерал-майора П. Д. Мансурова генерал-поручику Ф. Ф. Щербатову 29 мая 1774 г.— ЦГАДА, ф. 6, д. 467, ч. X, л. 334). На допросе в комендантской канцелярии Яицкого городка 29 мая 1774 г. Ситников показал, что ему 40 лет от роду, по происхождению он экономический крестьянин села Волдыря Казанского уезда, откуда бежал 12 лет назад, после чего жил в работниках у яицких казаков Толкачевых. В январе 1774 г. по рекомендации атамана М. П. Толкачева Е. И. Пугачев назначил Ситникова командиром над всеми “пришлыми российскими людьми”, живущими в Яицком городке. Находясь в этой должности, Ситников руководил работами по сооружению батарей вокруг осажденной крепости в Яицком городке, а также рытьем подкопов под крепость. В апреле 1774 г., за два дня до вступления в Яицкий городок корпуса генерала Мансурова, Ситников бежал к рекам Узеням, где и собрал отряд из беглых яицких казаков, рекрутов и крестьян (ЦГАДА, ф. 6, д. 467, ч. X, лл. 319—320).

В следственных показаниях Пугачев именовал своего помощника настоящим его именем — Матвей Ситников, а И. Я. Почиталин говорил о нем как о Матвее Толкачеве (“Вопросы истории”, 1966, № 4, стр. 118; “Пугачевщина”, т. II, стр. 109).

Своей второй фамилией-псевдонимом (Толкачев) Ситников пометил публикуемое прошение к Пугачеву, которое так и не было отправлено адресату.

30 мая 1774 г. Ситникова отправили под конвоем в Оренбург. 11 июня он был допрошен чиновниками Оренбургской секретной комиссии и на этом допросе сообщил данные относительно челобитной, отправленной им к Пугачеву, “которую по прозьбе его сочинял беглой солдат Иван Васильев сын Мамаев в том, что от самозванца был дан ему указ и полномочие быть на Иргизе и там набрать провиянта и толпу иметь, для чего от Пугачева просил снабжения и оружием” (там же, л. 320). Оренбургский губернатор И. А. Рейнсдорп принял следующее решение о наказании Ситникова: “Высечь кнутом и сослать на каторгу вечно” (там же). Последующая судьба Ситникова неизвестна.

Обнаруженное у Ситникова прошение было приобщено к следственному делу Мамаева (ЦГАДА, ф. 6, д. 460). Сохранилась копия прошения Ситникова к Пугачеву, скрепленная подписью Г. Р. Державина (Государственная публичная библиотека им. М. Е. Салтыкова-Щедрина, т. IV, 668, ч. II, л. 122 и об.) и снабженная пометой: “Толкачев был после убит в сражении”, что, как видно из приведенных выше фактов, не соответствовало действительности.

1 Речь, видимо, идет о каких-то слухах относительно исхода боя 15 апреля 1774 г. у реки Быковки под Яицким городком, где отряды атаманов А. А. Овчинникова, А. П. Перфильева и К. И. Дегтерева не только не имели успеха, но в действительности потерпели поражение от войск генерала П. Д. Мансурова.