№ 72

5 июня 1774 г.— Указ Военной коллегии главному полковнику Канзафару Усаеву об объявлении населению манифеста Е. И. Пугачева

Указ

его императорск[аг]о величества, самодержца Всероссийского, из Государственной военной коллегии, також и от сына, Уфимского уезду Нагайской дороги деревни Бозавяз над мищиряками главному полковнику Канзаферу Усейнову.

Усмотрев государь твои прижние справедливости службе, так и ныне повелевает тебе ниже сего повеленный приказ исполнять. По получении сего указа при сем посланной мой манифест 1 всем моим подданным объявить, такоже и не подданным, чтоб они знали нашего императорскаго величества милость, и придут со своим желанием и с честным покаянием. Ежели всемагущей бог допустит пренять всероссийской престол, и тем моим подданным прощены будут подушные деньги, так и от помещиков крестьяня освобождены будут 2. И естли где явятся злодеи, то верным подданным моим употреблять все свои силы истреблять оных злодеев и себя тем злодеем в обиду не отдавать.

Еще повелевается тебе из своих верноподданных войск выбрать старшин, сотников и есаулы и протчих, служилы б тебе так, как государю, верно и боясь от страха и гнева нашего величества. И как ты сие мое повеление исполнишь, то получишь от нас награждение: чин и жалованье.

Июня 5 дня 1774 году,

На татарском письме подписано: Военной коллегии член Иван Тавров (Так в тексте, правильно: Творогов.). Секретарь Алексей Дубровской. Повытчик Герасим Степанов.

ЦГАДА, ф. 6, д. 420, л. 20 и об.— Перевод с татарского.

Опубл. в сб. “Пугачевщина”, т. 1, док. № 31.


Комментарии

Текст является переводом с дубликата указа Военной коллегии на татарском языке; русский оригинал его — см. док. № 73. Оба указа были вручены Канзафару Усаеву в ставке Пугачева у верховьев реки Ай 5 июня 1774 г. Вместе с другими предписаниями повстанческого центра (манифест Пугачева от 23 июня 1774 г., проезжая грамота Военной коллегии от того же числа, а также документы походной канцелярии Усаева) они попали в руки властей после ареста его в начале августа 1774 г. карательной командой старшины Кидряса Муллакаева.

1 О каком именно манифесте Пугачева идет речь, неизвестно. Канзафар Усаев на допросе в Бугульме 4 августа 1774 г. показал, что, явившись в начале июня в стан к Пугачеву с 15 повстанцами, он рассказал “все, что происходит в Башкирии, за что он мне дал 50 рублев, злодейской манифест о возмущении народа и указ для ведома всем, что я полковник” (ЦГАДА, ф. 6, д. 428, лл. 4 об.—5).

2 Изложенные здесь положения крестьянской вольности (отмена подушной подати, освобождение крестьян от личной зависимости крепостникам-помещикам) были радикально развиты в последующих манифестах Пугачева в июне — июле 1774 г. (см. док. № 34, 36, 39, 41).