№ 62

23 февраля 1774 г.— Письмо Военной коллегии оренбургскому губернатору И. А. Рейнсдорпу с предложением сдать Оренбург войскам Е. И. Пугачева ввиду бесполезности дальнейшего сопротивления

Оренбургскому губернатору, сатанину внуку, дьявольскому сыну.

Прескверное ваше увещевание здесь получено, за что вас, яко всесквернаго общему покою ненавистника, благодарим. Да и сколько ты себя, по действу сатанину не ухищрял, однако власть божию не перемудришь. Ведай, мошенник, известно, да и по всему тебе, бестии, знать должно, сколь ты не опробовал своево всесквернаго щастия, однако, сщастие ваше служит единому твоему отцу,— сатане. Разумей, бестия, хотя ты, по действу сатанину, во многих местах капканы 1 и раставил, однако, ваши труды остаются вотще. А на тебя здеся, хотя варовенных не станет петель 2, а мы у мордвина, хоть гривну дадим, мочальник 3 да на тебя веревку свить может. Не сумневайся ты, мошенник, из б..... зделан.

Наш всемилостивейший монарх, аки орел поднебесной, во всех армиях на один день бывает, а с нами всегда присудствует, Да и мы вам советываем, оставя свое зловредие, притти к нашему чадолюбивому отцу и всемилостивейшему монарху. Егда придешь в покорение, сколь бы [63] твоих озлоблений не было, но только во всех извинениях всемилостивейше прощает, да и сверх того, вас прежнего достоинства не лишит. А здесь небезызвестно, что вы и мертвечину в честь кушаете.

И тако б, объявя вам сие, да и пребудем, по склонности вашей, ко услугам готовы.

Февраля 23 дня 1774 году.

ЦГВИА, ф. 20, д. 1233, л. 74.—Подлинник.

Опубл. А. С. Пушкиным в кн.: “История Пугачевского бунта”. СПб., 1834, Примечания, стр. 3637.


Комментарии

Письмо является ответом Военной коллегии на увещевание губернатора И. А. Рейнсдорпа, посланное в повстанческие отряды у Оренбурга 7 февраля 1774 г. и призывавшее казаков отойти от поддержки самозванного “Петра III”, принести повинную и выдать Пугачева в руки властей (ЦГАДА, ф. 6, д. 494, л. 85). В хронике П. И. Рычкова упоминается, что в числе подброшенных повстанцами 23 февраля под стены Оренбурга посланий было и печатаемое здесь письмо Военной коллегии, “наполненное самых ругательных и пьяных выражений, с угрозами губернатору, ежели город в их руки не будет отдан” (А. С. Пушкин. Полн. собр. соч., т. 9, ч. 1, стр. 312).

Письмо отправлено Рейнсдорпом в Военную коллегию 27 апреля 1774 г. (ЦГВИА, ф. 20, д. 1233, л. 72), а его копия —в Сенат (ЦГАДА, ф. 6, д. 494, л. 85 об.).

Письмо Военной коллегии — замечательный памятник народной сатирической публицистики периода Крестьянской войны — было впервые опубликовано А. С. Пушкиным в примечаниях к IV главе “Истории Пугачева” (А. С. Пушкин. Полн. собр. соч., т. 9, ч. 1, стр. 104), при этом поэт ошибочно указал, что составителем письма был пугачевский полковник Т. И. Падуров. Допрошенный по этому поводу думный дьяк Военной коллегии И. Я. Почиталин сообщил сперва, что автором письма был секретарь коллегии М. Д. Горшков, но позднее, выгораживая своего товарища, отказался от этого показания (см. показания Почиталина на допросе 8 мая 1774 г. в Оренбургской секретной комиссии.—“Пугачевщина”, т. II, стр. 111; ЦГАДА, ф. 6, д. 506, л. 209). Письмо было плодом коллективного творчества сотрудников Военной коллегии. Графика письма не дает оснований индентифицировать ее с известными почерками Падурова, Горшкова и Почиталина.

1 Имеются в виду железные капканы, которые Рейнсдорп (по совету директора оренбургских горных заводов И. Л. Тимашева) приказал расставить под стонами Оренбурга для поимки конных казаков-повстанцев. Эту затею едко высмеял в своей хронике П. И. Рычков, писавший, что расставленные “в разных местах 27 капканов (машинки железные, коими в здешней стороне обыкновенно ловят волков, лисиц, бобров и других зверей), в том намерении, чтоб выехав за город, яицким казакам заманить на сие место, и когда оным инструментом под кем из них уязвлена и подшиблена будет лошадь, чтоб, наскакав, подхватить его было удобнее. Сия выдумка хотя и казалась некоторым нужною и полезною, однако не только никакой пользы и успеха не произошло, но и оные капканы, как после слышно было, кроме немногих, неведомыми людьми разкрадены, а злодеи, узнав, прямо делали разные о сей выдумке насмешки” (А. С. Пушкин. Полн. собр. соч., т. 9, ч. 1, стр. 308).

2 Варовенная петля, сделанная из просмоленной пеньковой веревки.

3 Мочальник — липовый луб, сырье для изготовления мочальных веревок.