№ 35

13 июня 1774 г.— Именной указ полковнику Бахтиару Канкаеву и походному старшине Ермухаммету Кадырметеву

Указ нашего императорского величества мещеряцкому полковнику Бахтиару Канкаеву, походному старшине Ермухаммету Кадырметеву 1.

Репорт ваш сего июня 13 числа получил, коим требуете повелительного указу о набрании русского и башкирского войска. На что сим имянным нашим указом повелевается онаго войска как русского, так и башкирского всячески стараться набирать в Большую армию и стоять против злодеев и искоренять противящихся нашей короны. И полковнику Каныкаеву и старшине Кадырметеву учинить о том по сему нашему указу во всем непременно.

Во верность сего за подписанием собственной руки и за приложением короны сей указ дан июня 13 дня 1774 году.

Петр.

Текст указа скреплен круглой печатью, оттиснутой на красном сургуче, с изображением “Петра III” и надписью Б. Г. П. П. Т. имп. и самодерж. Всерос. 1774, что расшифровывается так: Большая государственная печать Петра Третьего императора и самодержца Всероссийского. 1774.

Пушкинский Дом (Институт русской литературы АН СССР), Отдел рукописей, ф. 244 (А. С. Пушкин), on. 3, инв. № 130.Подлинник.

Опубл. в сб. “Летописи Государственного Литературного музея”, т. I. M., 1936, стр. 217—218.


Комментарии

Указ составлен в лагере Пугачева под Иргинским заводом секретарем А. И. Дубровским. Он характеризует мероприятия ставки Пугачева по развертыванию повстанческого движения в Прикамье в июне 1774 г. и подготовке плацдарма для продвижения главного войска восставших вдоль Камы к Казани (Бахтиар Канкаев действовал в районе среднего течения Камы). Указ был отправлен из ставки Пугачева с есаулом Салихом Наврузовым, который одновременно получил подорожную грамоту из Военной коллегии от 13 июня 1774 г. В ней сообщалось, что он послан “с ымянными его величества о самонужнейших делах указами к находящемуся с войском старшинам Бахтиару Канкаеву с товарищами” (см. док. № 75). Исполняя указ, Бахтиар Канкаев формировал повстанческие отряды в районе Сарапула, набирая с каждого двора по человеку и предписывая, чтобы “во время приезду самого государя была команда больше и тем бы показалась красива” (см. его ордер старшинам Уранской волости от 22 июня 1774 г.— док. № 469). Энергичные действия Бахтиара Канкаева сыграли огромную роль в обеспечении боевых операций главного войска Пугачева во время наступления его в июне-июле 1774 г. от Красноуфимска к Казани.

Указ 13 июня вместе с другими бумагами Бахтиара Канкаева был захвачен карателями в конце июля 1774 г. после разгрома повстанцев у деревни Зюри в низовьях Камы. Позднее указ Бахтиару Канкаеву и подорожная грамота Военной коллегии попали в руки А. С. Пушкина и хранятся ныне в составе его “архивных тетрадей” (Пушкинский Дом, Отдел рукописей, ф. 224, оп. 3, № 130, лл. 1 и 2). Возможно, что Пушкин получил эти документы от старого лицейского товарища М. Л. Яковлева, который в 30-х годах был членом комиссии сенатора С. Ф. Маврина. Комиссия эта просматривала дела Сенатского архива и Петербургского архива старых дел (в последнем хранились бумаги Казанской секретной комиссии).

Сохранился дубликат указа 13 июня 1774 г. на татарском языке (ЦГАДА, ф. 6, Д. 416, ч. II, л. 85), который напечатан В. Забировым (“Новые источники об участии националов в Пугачевщине”. Проблемы источниковедения”, т. I. М.—Л., 1933, стр. 48).

1 Ермухаммед (Яркей) Кадырметов, ясачный татарин деревни Ижбалдиной Казанского уезда, походный старшина и полковник повстанцев в Прикамье. Был захвачен в плен карателями в октябре 1774 г.