№ 20

17 ноября 1773 г. — Именной указ оренбургскому губернатору И. А. Рейнсдорпу

Указ нашему губернатору к Рейнздорпу.

Довольно известно вам ис публикованных манифистов усмотрить можете, каким образом мы от зависников общаго покоя Всеросийскаго престола беззаконно лишены были. А ныне всемогущий господь неизреченными своими правидными судьбами паки возвести нас соизволит, наших верноподданных рабов скипетру нашему покаряет, а зависников общему покою под ноги наши повергает. Только вы, ослепясь ниведениям или помрачитесь злобою, ни приходите в чювство: власти нашей бизмерно чинити з большим кравопролитиям противлениям и тщитися процсветшаяся имя наша таким же образом, как и прежде, паки угасить и наших верноподданных рабов, аки младенцев, осиротить. Однако мы, по природному нашему к верноподданному отеческому великодушию, буде хотя и ныне, возникнув от мрака ниведения и пришед в чювство, власти нашей усердно покорясь, всемилостивейший прощаем и, сверх того, всякою вольностию отечески вас жалую.

А будет в таком же ожесточении и суровости останитесь и данной нам от создателя высокой власти ни покоритесь, то уже ниминуемо навлечети на себя правидный наш гнев.

1773 году ноября 17 дня.

Великий государь Петр Третий Всеросийскаго.

ЦГВИА, ф. 20, д. 1231, л. 176.- Подлинник. Опубл. и сб. “Пугачевщина” т. 1, док № 11.


Комментарии

Указ написан секретарем И. Я. Почиталиным в Бердской слободе под Оренбургом. 20 ноября повстанцы передали его на “переговорке” выехавшим из Оренбурга казакам местного гарнизона, который вручили повстанцам печатный экземпляр манифеста Екатерины II от 15 октября 1773 г. (об отправлении против Пугачева карательного корпуса генерал-майора В. А. Кара) и двух переводов с него, один — на татарском, а другой — на калмыцком языке (см. хронику П. И. Рычкова в кн. А. С. Пушкин. Поли. собр. соч., т. 9, стр. 257). Вряд ли, однако, манифест Екатерины II мог произвести впечатление на повстанцев, разгромивших войско генерала Кара в боях 7—9 ноября 1773 г. под деревней Ювеевой. И. А. Рейнсдорп приложил указ Пугачева к рапорту в Военную коллегию 25 ноября 1773 г. (ЦГВИА, ф. 20, д. 1230, л. 171 и об.).

Текстологическими наблюдениями устанавливается генетическая связь последующих манифестов и указов Пугачева (от 25 ноября, 2 декабря, 17 декабря, 19 декабря 1773 г.) с текстом данного указа. Еще С. А. Голубцов заметил, “что указ по частному поводу к Рейнсдорпу обратился в манифест общего значения” (“Пугачевщина”, т. I, стр. 227).