ЧЕТЫРЕ ПИСЬМА В. Н. ТАТИЩЕВА К ДОЧЕРИ

Эпистолярное наследие Василия Никитича Татищева, выдающегося русского историка, чье 300-летие со дня рождения отмечалось в 1986 г., давно привлекает внимание исследователей. Первые публикации В. Н. Берха в «Горном журнале» в 1828 г. были продолжены во второй половине прошлого столетия Н. А. Поповым, П. П. Пекарским, М. И. Сухомлиновым и другими, а затем и советскими учеными, прежде всего А. И. Андреевым и А. И. Юхтом. Таким образом, в настоящее время в научный оборот введено более 150 писем Татищева за 1721-1750 гг., составляющих основную часть из вообще известных. Однако все эти письма касаются научной или служебной деятельности Татищева, а его корреспондентами выступают главным образом государственные деятели. Переписка же историка с родными до настоящего времени оставалась неизвестной. Необходимо отметить, что личная переписка первой половины XVIII в. вообще не часто встречается в наших хранилищах 1. Тем ценнее публикуемые здесь письма, принадлежащие перу одного из наиболее ярких представителей этой эпохи.

Знакомство с письмами Татищева к дочери невозможно без обращения к обстоятельствам его семейной жизни. Брак Василия Никитича с Анной Васильевной Андреевской был неудачным, и в 1728 г. Татищев обратился в Синод с просьбой о его расторжении, обвиняя жену в расточительстве, неверности и даже попытке отравить его. Как бы то ни было, Андреевская родила Татищеву двоих детей: в 1715 г. дочь Евпраксию, а в 1717 г. сына Евграфа. В 1730 г. Евпраксия Васильевна вышла замуж за поручика лейб-гвардии Семеновского полка Михаила Андреевича Римского-Корсакова, незадолго до этого вернувшегося [298] из-за границы, куда он был послан учиться еще при Петре I. Согласно семейному преданию, родственница Римских-Корсаковых, Елизавета Ивановна Зимкова, была придворной дамой Анны Ивановны, вследствие чего императрица приняла живое участие в судьбе молодого человека. Она определила его на службу, а затем подыскала невесту, сосватала и «благословила иконой, пожаловала бриллиантовый цветок с красным яхонтом, жемчужную нить и глазетовое платье со своего плеча» 2. Как известно, сам Татищев, принявший активное участие в событиях, связанных с воцарением Анны Ивановны, был в это время близок ко двору и пользовался расположением императрицы, о чем, безусловно, свидетельствует и история замужества его дочери. О свадебных торжествах, длившихся целую неделю, и о собравшихся в его доме знатных гостях Татищев писал в письме к И.-Д. Шумахеру 3. Позднее, при расследовании деятельности Компании И. В. Корыхалова, выяснилось, что Татищев получил от компанейщиков в качестве «подарка» к свадьбе дочери «сукна, штофы, дюжину стульев немецкой работы, серебро на посуду... да различных напитков, хлебных припасов и закусок на 1200 рублей», и это помимо 6 тыс. рублей, полученных наличными 4. Все это, видимо, позволило Татищеву дать за дочерью неплохое приданое, о чем он сам писал впоследствии в своей «Духовной», обращенной к сыну: «А хотя дочь, а твою сестру, Евпраксию, имею, но оная при замужестве по возможности награждена и ничего требовать не может, кроме что с нею жить любовно» 5. Именно полученное приданое, по всей видимости, дало возможность молодым супругам приобрести имение в с. Боброве Калужского уезда, где они и поселились, основав тем самым калужскую ветвь рода Римских-Корсаковых. В 1731 г. у них родился сын Петр, а затем — дочь Мария. Вскоре, однако, Евпраксия овдовела, вышла замуж вторично за С. А. Шепелева, но жила с ним недолго: очень быстро они разъехались, договорившись не претендовать на наследство друг друга. Евпраксия Васильевна продолжала жить в Боброве, где за год до ее смерти (1769 г.) у нее родилась внучка Елизавета, рассказы которой о бабушке рисуют живописные картины помещичьего быта середины XVIII в. 6

Первое из публикуемых писем написано Татищевым в Уктусе в 1722 г. во время его первого пребывания в Сибири и на Урале. В этом письме обращает на себя внимание забота Василия Никитича об образовании дочери, которой было в ту пору лишь семь лет. Интересно также сообщение Татищева о посылке дочери своего портрета, написанного, по-видимому, кем-то из пленных шведов, с которыми он познакомился. Вероятно, именно этот портрет принадлежал впоследствии внуку Василия Никитича Петру Михайловичу Римскому-Корсакову и был подарен им другому внуку историка— Ростиславу Евграфовичу Татищеву. Внучке последнего, Варваре Сергеевне Ершовой, принадлежал этот портрет в середине XIX в. 1

Три других письма датированы 1731 г., написаны в Москве и адресованы уже Евпраксие и ее мужу. В одном из них Татищев пишет об обучении сына. Евграфу Васильевичу было в это время 14 лет, и он готовился к первому дворянскому смотру, на который явился спустя три месяца. На смотре Татищев-младший объявил, что знает «российскую грамматику», латинский и немецкий языки, арифметику и [299] геометрию и желает поступить кадетом в шляхетский корпус. Просьба была удовлетворена 8.

Публикуемые письма обнаружены в ЦГАДА среди собранных Н. А. Поповым материалов к готовившемуся в 80-е годы прошлого столетия изданию сочинений В. Н. Татищева 9. Письма Татищева имеются здесь в двух копиях: писарским почерком и рукой самого Попова. Тексты обеих копий идентичны. К сожалению, они не имеют отсылок на источник; однако содержание писем и характерные для Татищева стилистические обороты не вызывают сомнения в том, что копии сняты с подлинника. На два из публикуемых писем П. А. Попов ссылался в своей юбилейной речи на заседании Академии наук 19 апреля 1886 г.

А. Б. Каменский


1

/л. 1/ Любезная моя Евпраксия Васильевна, здравствуй. Посылаю тебе на платье косяк лазоревой камки, а коричневой надлежит впредь поберечь; персона моя хотя не очень схожа, в чем вина не моя, однакож узнать чаю можно и оную имея для памяти не потеряй и не испорти. Я о тебе доднесь известия не имею, где ты и что делаешь, учишься ли прилежно. Ежели б знал, что охоту имеешь, то б более тебя подарил. За сим пребывай в милости божией, чего желаю.

В. Татищев.

Уктус, дня 18 дек. 1722.

Вместо камки, понеже оная была с пятнами, а оной вскоре сыскать не мог, посылаю тебе два конца, да брату один китайки.

На обороте подписано: Госпоже Евпраксее Васильевне Татищевой.

2

Государь мой Михаил Андреевич и Евпраксия Васильевна, доношу, что я сей день приехал из Дмитровской деревни 10 где ночевал одну ночь; оттуда едучи встретились со мною Воин и Александр Яковлевичи, поехали в Петербург и велели вам /л.1 об./ поклон отдать, а Петр Яковлевич 11 едет в Путивль и чаю будет к вам.

Прошу Вас, чтоб прислали лошадей 6 для меня, и когда оных получу, буду у ея величества к вам проситься, а не получа лошадей, проситься нельзя, ибо по отпуске тотчас надобно ехать, дабы не просрочиться. Ежели оное не умедлится, то надеюся, что с Петром Яковлевичем буду вместе. Сим сократя, желаю вам благополучнаго здравия и пребываю с должным почтением и любовию. Ваш моего государя покорный слуга В. Татищев. Москва, 19 июля 1731 г.

На обороте подписано: Моему государю Михаилу Андреевичу Корсакову-Римскому.

3

Государь мой Михаил Андреевич, здравствуй с Евпраксеею Васильевною. Я до вас ныне ничего писать не имея, но не хотя случай пропустить и вас безизвестных оставить, сим поздравляю 12 и доношу, что я по трех днях поеду в деревню мою.

Наталья Ивановна 13 велела вам поклон отдать и поздравить, пеняя при том, что вы к ней ни о чем не писали, я же думал, что ты к ней /л. 2/ писал. Прошу вас, ежели случатца ездоки, меня без уведомления не оставить. Евграфа за тем до вас не послал, что он чему учился все иззабыл и ныне приял учителя, которому плачу по 8 руб. на месяц и для того отпустить неможно. Затем, желая вам добраго здравия и всякаго [300] увеселения, пребывая с почтением и любовию верный слуга В. Татищев. Москва 17 августа 1731.

На обороте подписано: Моему государю Михаилу Андреевичу Римскому-Корсакову.

4

Любезная моя дочь Евпраксея Васильевна, благодарен, мой друг, за письмо и присылку, посылаю шелк из лимона. Более писать не имею времени, понеже слышу царицы Евдокеи Федоровны не стало, а зовут меня сейчас во дворец 14. Медведев 15, как вижу, не весьма порядочен, ко мне не ходит и что делает не знаю. Слышу, что конюху не велел идти к Марье Федоровне 16, за что она может осердиться. Також сказывают, что письма от Дмитрия 17 посланный взял и к Вам не послал, о чем сама конюха спроси. Затем желаю тебе здравия и пребываю с любовию, верный отец В. Татищев. 27 августа 1731 г.

На обороте подписано: Моей любезной дочери Евпраксее Васильевне Корсаковой в Бобров.

ЦГАДА. Ф. 337 (Канцелярия МАМЮ). On. 1. Д. 10034. Л. 1-2. Копия.


Комментарии

1. См.: Катков С. И. Материалы частной переписки как лингвистический источник Катков С. И., Панкратова Н. П. Источники по истории русского народно-разговорного языка XVII — начала XVIII в. М. 1964. 290 с.

2. Рассказы бабушки: Из воспоминаний пяти поколений. М., 1878. С. 16-17.

3. ЛО ААН. Ф. 121. Оп. 2. Д. 130. Л. 6-6 об. За возможность использовать этот документ, включенный в подготовленный к печати Институтом истории СССР и ЦГАДА сборник записок и писем Татищева, благодарю А. И. Юхта.

4. Юхт А. И. Государственная деятельность В. Н. Татищева в 20-х годах — начале 30-х годов XVIII века. М., 1985. С. 256.

5. Татищев В. Н. Избранные произведения. Л., 1979. С. 136.

6. Рассказы бабушки. С. 1-25.

7. Там же. С. 47-48.

8. Татищев С. С. Род Татищевых. СПб., 1900, С. 97.

9. См. нашу с Л. И. Шохиным статью в настоящем издании.

10. Имеется в виду имение Татищева в Дмитровском уезде.

11. Воин, Александр и Петр Яковлевичи Римские-Корсаковы, дальние родственники М. А. Римского-Корсакова, сыновья сподвижника Петра I Якова Никитича. Вице-адмирал Петр Яковлевич Римский-Корсаков приходился также родственником и В. Н. Татищеву, так как был женат на Марии Ивановне Неплюевой, дочери троюродной сестры Татищева Федосьи Федоровны и известного дипломата первой, половины XVIII в. И. И. Неплюева.

12. Татищев, по-видимому, поздравляет дочь и зятя с праздником Успения, отмечавшимся 15 августа.

13. Среди родственников Татищевых и Римских-Корсаковых, по нашим сведениям, это имя носила только жена троюродного брата Татищева Василия Ивановича, Наталья Ивановна Татищева, урожденная Беклемишева.

14. Царица Евдокия Федоровна (Лопухина) — первая жена Петра 1.

15. Вероятно, приказчик Римских-Корсаковых.

16. Мария Федоровна Рпмская-Корсакова — мать Михаила Андреевича.

17. Личность не установлена.

Текст воспроизведен по изданию: Четыре письма В. Н. Татищева к дочери // Археографический ежегодник за 1986 год. М. 1987

© текст - Каменский А. Б. 1987
© сетевая версия - Тhietmar. 2011
© OCR - Земляков В. 2011
© дизайн - Войтехович А. 2001
© Археографический ежегодник. 1987