№ 99

Из протокола Конференции. Предписание В.В. Фермору о всесторонней разведке Пруссии и использовании брошенных при отходе С. Ф. Апраксина боеприпасов

№ 32

24 января 1758 г.

...Вам не может неизвестно быть, что сверх точного сведения о внутреннем и настоящем состоянии Пруссии, как то например, чем она изобилует, в чем наибольшие имеет недостатки, какова ее генерально коммерция, хорошо ли населена жителями и какова генерально жизнь, особливо крестьянства, которое натурально наибольшую часть составляет, надобно еще и о том ведать, каково усердие всех жителей генерально к королю прусскому и каковы их мнения в рассуждении нынешней с ними перемены. Подобные мелочи подают часто к великим делам весьма нужные и полезные объяснения, а получение и собрание оных не так трудно в самом деле, как с первого взгляду кажется.

Представляются нам и кажется с великим основанием многие важные притчины тому, что без всякого супротивления и почти произвольно покорилось оружию нашему все королевство Прусское. Мы и прежде вам открывали наши мнения, что, конечно, устремляет он все свои силы наиглавнейше против аустрийского дома, и теперь думаем, что король прусской не быв в состоянии достаточную силу нашим противупоставить, малую бесполезно и отваживать не хочет. Но как в подобных делах одни наружные надежности, каковы б они ни были, никогда достаточными почесться не могут, то вы приметите, коль важно проведать и нам с точностию донести, буде не о прямом содержании тех указов, каковы ныне фельдмаршал Левальд к выступлению с войсками из Пруссии, то по меньшей мере о том, собою ли само королевство Прусское или лучше сказать правители оного отдались нам на дискрецию, или же все то чинится по королевскому указу.

Сие последнее обстоятельство вы, конечно, и легко сведать можете, да и первое, то есть содержание тех указов, по которым Левальд из Пруссии выступил, хотя не так точно, однако ж довольно близко разведать можно. Никак нельзя, чтоб в то время во всей Пруссии таким или другим образом рассуждаемо не было о сем испражнении оной. Надобно, чтоб полагалась или совершенная с стороны нашей армии безопасность, или чтоб наперед решено было, целою Пруссиею оружию нашему жертвовать.

Как ни есть, всегда нужно, а в рассуждении столь скоропостижного и толь предприимчивого на все неприятеля особливо быть от него в крайней предосторожности и для того по восстановляемой вами ныне с Гданском беспосредственной коммуникации не токмо чрез нашего тамо резидента Мусина-Пушкина, чрез наших же в Варшаве находящихся министров и чрез другие каналы, но и чрез самые в Пруссию, конечно, будущие корреспонденции прилежно и пристойно разведывать о местах, где прусские [240] войска действительно находятся, о числе генерально и разных корпусов, особливо о их движениях и о приготовляемых по местам магазинах и одним словом обо всем, что до того принадлежит, ибо подобные сведении не токмо для вашей предосторожности необходимы, но и нам здесь для распоряжения даваемы к резолюцеи весьма нужны…

Из присланных от вас ведомостей о побросанных на ретираде прошлого года разных артиллерийских и других припасах усматривается, что хотя есть много таких вещей, кои невозвратны а притом и не весьма важны, но есть много ж и таких кои важны и еще с пользою употреблены быть могут, как например закопанные в землю бомбы, ядра, картечи и свинец. Чтоб места те не были кому либо известны, тому статься нельзя, а не токмо из земли вырыть, но и побросанное в реку хотя частию вынуть не трудно. Пускай и вынув не на чем возить за армиею, пускай не имеет оная в том и нужды, но когда в Тильзите гарнизон есть, о чем однако ж и кто определен тамо командиром вы нам еще не доносили, то видится лучше в смотрении оного, нежели в земле и воде лежать таким припасам, доставление которых отсюда по дальности весьма дорого.

Мы признаваем, что собирание толь многих подробностей весьма многого и труда требует, но вам надлежит для всего того избрать особливо нарочного надежного и способного человека и ему все оное хотя под вашим главным надсмотрением поручить.

Граф Алексей Бестужев-Рюмин. Князь Н. Трубецкой. А. Бутурлин. Граф Михайла Воронцов. Граф Александр Шувалов.

ЦГАДА, ф. 178, д. 4, лл. 115-117 об. Подлинник.