№ 73

Решение военного совета о необходимости отступления армии С. Ф. Апраксина к Мемелю

28 сентября 1757 г.

1757 года сентября 28-го дня по получении высочайшего указа № 134 за собственноручным ее императорского величества подписанием, тотчас к его высокопревосходительству генералу-фельдмаршалу и кавалеру Апраксину созваны были нижеподписавшиеся генералы полные, генералы-лейтенанты, генералы-майоры и брегадиры для объявления им содержания помянутого рескрипта и для держания в силу оного военного совета; но по выслушании всемилостивейшего повеления с наичувствительнейшим прискорбием и рабским к стопам ее величества повержением по всеподданнической верности и ревности сколько разумом человеческим постигнуть можно рассуждали, точию отнюдь никакого способа и средства, не повергая всё войско крайней погибели и не предав оное совсем на жертву, к исполнению повеленей найти не могли, но во всем том ссылаются на сегоднишней уже заключенной по силе рескрипта № 130 результат, в котором все неудобства и препятствии предъявлены. Итако, основываясь на оной, сие только присовокупить смелость приемлют, что невозможное возможным учинить нельзя. Следовательно и армию в Тильзите и в протчие [202] предписанные места никако расположить не можно, затем, что вся та сторона двумя армиями потравлена и разорена, а в поворот с армиею ее императорского величества для отнятия у неприятеля способов к пропитанию и к следованию за оною все деревни между Инстербургом и Тильзитом сожжены, равно как и по переходе чрез реку Неман по той же причине огню преданы, где расположиться от морозов и ненастей укрыться, чем людей пропитать, лошадей и скот кормить — все оное недостает, а войско в такое слабое состояние пришло, что изобразить нельзя. Хотя в Тильзите привезенным провиантом армия двунедельным хлебом и снабдена была, однако употребив тамо четыредневной, во ожидании от неприятеля какой-либо атаки, осталось только на 11 дней, которым, имея всю неприятельскую армею ввиду в крепком по положению места лагере и будучи все способы к доставлению более провианта отняты, також имея еще немалой до Мемеля марш, Тильзит оставить за необходимо признали, уповая, что в 11 дней армия до Мемеля дойдет, но изнуренные лошади и протчей скот до того довели, что в 12 дней едва до сего места дошли, от которого до Мемеля еще 4 мили осталось. Итако войско два дни уже без хлеба, однако приказ отдан, чтоб четыредневной хлеб на восемь дней разделили, чего для порция мяса удвоена. В Мемеле хотя и довольно хлеба, но подвод, на чем привезти, — нет, а сколько возможно было, навстречу армеи отправить повелено. Что ж до фуража принадлежит, то партикулярные лошади по двои сутки без корму бывали, одним словом нет способу и возможности к Тильзиту следовать, разве с преданием на жертву всей армеи, которая от мокрой погоды и морозов не только в изнеможение пришла, но и болезни умножились знатно от особливого годового времени, ибо и между обывателями оная сильно обращается. А сверх того и обувь почти вся обносилась, так что многие босы ходят.

Что принадлежит до Мемеля, то оной по соизволению ее императорского величества одержан будет на таком основании, как в сегодняшнем результате постановлено, только ни плацдармом, ниже магазином оной служить не может за теснотою места. Впротчем его высокопревосходительство генерал-фельдмаршал и кавалер Апраксин купно со всем генералитетом готовы для исполнения высочайших повеленей жизнь свою на жертву предать, но ведая ее императорского величества матернее о соблюдении войска попечение и природное человеколюбие, иного способа к спасению достального весьма изнемогшего числа людей по рабской своей верности найти и придумать не могли, тем паче, что подобная армия, какова ныне соблюдена бывает, не скоро вновь собрана быть может. О чем повергают себя на высочайшее ее императорского величества соизволение и ожидать будут всемилостивейшего указа, ибо при Мемеле армия более четырех дней стоять не в состоянии за недостатком сена, а лошади так худы, что едва до Мемеля дойти могут, где принуждены будут большую часть полковых тягостей и вещей оставить без покрышки, от неимения для свозки лошадей, [203] почему уже и недавно принуждены были некоторую часть амуниции и других вещей для облегчения огню предать, как приложенной при сем список явствует. 76

Степан Апраксин. Юрья Ливен. Вилим Фермор. Г. Броун. Иван Салтыков. Матвей Толстой. Вертерн. Князь Александр Голицын. Вилим Ливен. Гаврила Резанов. Карл Нотгелфер. Граф Румянцов. Князь Василий Долгоруков. Иван Мантефель. Петр Панин. Николай Леонтьев. Ганс Веймарн. Томас Фон-Диц. Петр Племянников. Де-Гартвис.

ЦГВИА, ф. ВУА, д. 1657 «А», лл. 674-676. Подлинник.


Комментарии

76. Список в деле не обнаружен.