№ 47
Мнение военного совета об осуществлении Мемельской экспедиции
31 мая 1757 г. Либава
При Либаве в субботу мая 31-го дня 1757 году содержан военной совет, при котором присутствовали генерал и кавалер Фермор, генерал-лейтенант и кавалер Иван Салтыков, генерал-майор Боуман и по довольному рассуждению положено к скорейшему предприятию порученной Мемельской экспедиции учинить следующее:
1. Следующим семи полкам из Митавы под командою генерал-майора Цеге фон Мантефеля, для приближения с полками, прибывшими на галерах в Либаву от местечка Дюрбена июня 2-го числа, выступить и расположитца в удобных местах лагерем по ту сторону местечка Грубина, где вода и трава, а для лагеров удобные места имеютца, а расстоянием от Либавы в полуторах милях, о чем к нему, генерал-майору Цеге фон Мантефелю, ордер послать.
2. Понеже в Либаве, яко низком и приморском береге лежащем месте, ни здоровой пресной воды, ни довольной травы для подъемных лошадей, а для лагеров сухого места вблизости не имеетца, и того ради прибывшие на галерах 4 полка, когда достальные галеры в Либаву прибудут и их больных как скоро тех полков подъемные лошади из Митавы прибудут вывезти в удобные места при вышеписанных семи полках и соединить всю дивизию, дабы будучи как генералитет, так и полки в одном месте, к дальнейшему походу удобнее приготовитца могли.
3. Трудным больным от всех одиннадцати полков, тож аптеке, доктору и штаб-лекарю с некоторыми лекарями быть по удобности и довольному жилу в местечке Грубине и содержать оных не в палатках, но в домах или добрых крепких сараях, которых поручить в смотрение одного попечительного штаб-офицера, а медикаментами и протчим к их удовольствию достаточно снабдить.
4. Обер-кригс-комиссару Николеву с денежною казною и обер-провиантмейстеру со всеми их подчиненными впредь до ордеру быть в Либаве и старатца вкупе с майором Гротенгельмом, чтоб привозной из Риги провиант и овес немедленно с судов в магазины выгружен и из оного потребное число вслед за полками водяным путем, озерами до реки Гейлия А, беспрерывно отправляем был, к чему все от Либавы до Полангена по морскому берегу и в озерах рыбачьи и обывательские гребные суда забрав, содержать при Либаве под караулом, а для рыбной ловли отдавать по рассмотрению только одним надежным людям с роспискою, дабы при надобном случае можно было оными пользоватца, что особливо в комиссию майора Гротенгельма поручить.
5. Полковой артиллерии от четырех полков, которые на галерах прибыли, послать навстречу ордер, дабы оная при местечке Грубине [151] остановилась и ожидала полки, а лошадей с хомутами и роспусками сколько набратца могут и патронные ящики прислать для забрания тягостей с галер в Либау.
6. Равномерно послать навстречу нарочного и к подполковнику Радышевскому, дабы без потеряния времени с подъемными лошадьми и упряжкою следовал к Либаве прямо, а по прибытии его, за неимением здесь при Либаве полевых кормов, производить лошадям указные рационы и о том майору Гротенгельму дать ордер.
7. Ожидаемую из Риги на пинках осадную артиллерию, как скоро она прибудет, денно и ночно выгружать на берег и к той выгрузке артиллерии полковнику Гольмеру до прибытия генерал-майора Нотгельфера всякое вспоможение чинить и на работу солдат потребное число давать.
8. К дальнейшему транспорту оной артиллерии с ее снарядом, майору Гротенгельму старатца здесь и по заливам плоскодонных судов сыскивать и хотя по одной пушке или мортире положа на такое судно, буксиром или бечевой, ежели можно и глубина фарвартера допустит, провожать заливными озерами до реки Гейлии А, откуда и до осады не далее трех миль сухим путем оная повезетца. А понеже к такой возке из Риги роспусков не отправлено, того ради полковнику Гольмеру немедленно здесь до пятнадцати роспусков поделать, а колеса под оные употреблять из запасных, посланных из Риги.
9. Протчей снаряд яко то: бомбы, ядра, порох, пенька на пыжи и протчее вкупе с потребными от инженерной команды шанцовыми инструментами отправлять генерал-майору Нотгельферу на обывательских подводах, которых со всей Курляндии стеньгами боле трех тысяч нарядить велено, и понеже тот отвоз чинитца будет морским берегом, по которому полевого корму на песках расстоянием боле дву миль ничего нет и для того, чтоб обывательские лошади голодом не померли, давать оным на трои сутки из Либавского магазина по одной половине пуда сена в запас.
10. При реке Гейлии А, которая на самой литовской границе и от Мемеля не далее трех миль по сю сторону в удобном месте, по прибытии полков сделать в немалом пространстве ретранжемент для содержания привозных материалов, тож больных и раненых, которые от осады присылатца будут, а мост чрез оную реку прикрыть обыкновенным шанцом, в котором несколько чугунных пушек взяв с галер иметь, а протчие мосты по той реке до самой вершины до основания разобрать, а плоты или лодки побрать под караул к тому новому ретранжементу.
11. При Буден-Дикгофе мызе мост чрез реку и протчие дороги — мосты, по которым полки следовать будут, немедленно делать начать и для прикрытия оных содержать тамо до прибытия полков 30 человек донских казаков, которого ради дела отправить немедленно инженер-майора Гербеля. [152]
12. Для починки и содержания при оставших галерах караула и выгрузки провианта, которой от Риги прибывать будет, оставить по 100 человек с полку при одном обер и двух унтер-офицерах, а команду над оными иметь Нижегородского полку майору Гротенгельму и по ордерам господина контр-адмирала Кашкина, что до галер принадлежать будет, исполнять, а которые больные солдаты из гошпиталя, учрежденного при местечке Грубен, выздоравливать будут, оных вприбавок для караулов и работ отсылать к майору Гротенгельму, а не за полками.
ЦГВИА, ф. ВУА, д. 1657 «А», лл. 277-278. Копия.