№ 365

Из рескрипта Петра III M. Н. Волконскому о заключении перемирия с Пруссией 343

5 февраля 1762 г.

...Что ж надлежит до недействия между форпостов и до предложенного вам от принца Бевернского перемирия, то из предыдущих наших указов к графу Румянцову и к вам отправленных могли вы заключать, что не было токмо нашего намерения первой к тому поступок сделать, а не было ж и удаления, естьли б с прусской стороны начало к тому учинено было.

И как оное теперь с их стороны действительно воспоследовало и таким обязательным образом, то и повелеваем вам к принцу Бевернскому знать дать, что хотя собою и не могли вы тотчас принять предложения о перемирии, однако ж на учиненное нам о том доношение тотчас получили указ и на оное поступить, да вследствие того и действительно формальной и в таких случаях между генералами обыкновенной договор постановить и подписать имеете.

В кондициях сего договора надлежит включить: 1-е — что сие перемирие имеет продолжаться, пока между нами далее о чем либо договоренность и поставлено не будет. 2-е. Сим перемирием разумеем [809] мы не токмо весь наш корпус, но и всю армею, следовательно и корпус генерала-порутчика графа Чернышева. 3-е. И понеже таким образом делаем мы его величеству королю прусскому гораздо более, нежели он на сей раз для нас сделать может, потому что теперь противу наших сил он имеет весьма мало, то дабы в том некоторого достигнуть уравнения, вы имеете неотменно домогатца и обдержать, чтоб королевские прусские войска отнюдь не переходили на здешнею сторону реки Одера во всей Померании и самые штетинской и кистринской гарнизоны не патрулировали бы далее как на некоторое небольшое и точно вами назначиваемюе расстояние. 4-е. Чтоб из Силезии никакие войска в Польшу вводимы не были и 5-е. Чтоб помянутому графа Чернышева корпусу, когда он того потребует, не токмо свободной проход чрез Силезию ближайшею и кратчайшею дорогою дозволен был, но чтоб и всякое необходимо нужное вспоможение провиантом, фуражем и подводами до польских границ неотменно показуемо было, уверяя напротиву того, что помянутой корпус во время своего прохода строжайшую дисциплину наблюдать и земли, чрез которые пойдет, за приятельские почитать будет.

Сколь скоро сей договор состоится, вы тотчас чрез нарочного имеете о том дать знать помянутому графу Чернышеву. Мы пребываем вам императорскою милостию благосклонный.

ЦГВИА, ф. ВУА, д. 1695, лл. 4 об. — 5 об. Копия.


Комментарии

343. Воцарение Петра III, являвшегося поклонником Фридриха II, предрешило окончание войны России против Пруссии, которая закончилась формальным заключением перемирия, а затем и мира.