№ 356

Указания А. Б. Бутурлина П. А. Румянцеву о дальнейших действиях под Кольбергом и расположении на зимние квартиры 332

17 октября 1761 г., Старгард

Как по нынешним обстоятельствам и по наступившему самому позднему годовому времени с дождливою и холодною при заморозах [793] погодою, а паче в рассуждении крайнего оскудения здесь пропитания и фуража много не остаетца, как по дому смотреть о сбережении людей и лошадей, ибо о кольбергском взятье помышлять уже некогда, а сверх того я всевысочайшее повеление имею и о том только пещись, чтоб прошлогодние зимние квартиры занять, помещая в Померании столько с легкими войсками, сколько то с безопасностию учиниться может, чего ради я за потребно и рассудил нижеследующее учинить:

1. Генералу-порутчику графу Румянцову расположить свой корпус до занятия настоящих зимних квартир в удобных лесных местах по его рассмотрению, но не обширно и так, чтоб смотря по неприятелю корпус корпуса всегда в скорости подкреплять мог.

2. А как ныне трептовской толь нужной пост занят и тем всякой проход к Кольбергу пресечен, то дабы принца Виртембергского в его ретранжементе еще больше утеснить и совершенно отнять способы к получению каких либо транспортов от Штетина, усматриваетца за полезно содержать оной и грефенбергской пост несколькими баталионами с артиллериею, двумя кавалерийскими, одним гусарским и одним казацким полком, однако ж все то на лучшее его, графа Румянцова, на месте рассмотрение, передаетца.

3. Сверх того отправляетца в Грейфенберг от армии с первой и второй дивизии по одному пехотному полку при генерал-майоре Яковлеве, но только на время пока граф Румянцов по кантонир- или винтер-квартирам расположитца и пока пропитание в тамошнем месте доставать будет, а тогда они паки к своим дивизиям на Вислу отпущены быть имеют.

4. Из помянутого располагаемого в Трептоу и Грейфенберге деташемента, легкими войсками трептовскую дорогу от Кольберга так занять и содержать, что хотя мало неприятель оттуда покажется, то б они того ж часу находящимся в Трептове знать дали, а сии бы равномерно стоящие в Гейфенберте полки уведомили, дабы им в случае нужды со обретающеюся в Керлине командою немедленно соединиться, чего для и сборное место ему ж, графу Румянцову, посредине к тому назначить, а в случае надобности и генералу-майору Бергу подкрепление чинить и с ним соединяться.

5. Ему ж, генералу-порутчику графу Румянцову, стать самому в Керлине или кого из генералитета к тому употребить, а в коликом числе сей пост в Керлине содержать — оставляетца на его волю.

6. Генералу-майору Бергу имеющиеся ныне у него шесть гранодерских рот отпустить к своим полкам, а самому с двумя кавалерийскими и со всеми у него находящимися гусарскими и казацкими полками содержать пост при Голнове, или смотря по неприятелю, где за полезное рассудит и наблюдать, чтоб неприятель от Штетйна на сикурс к Кольбергу не прошел или каких транспортов не провез, чего ради по рассмотрению графа Румянцова и еще одним кавалерийским полком усилен быть имеет. А когда неприятель усилитца, то ему идти в Грейфенберг для соединения с помянутыми [794] от армии туда посланными двумя пехотными полками, которые по рассмотрению графа Румянцова и перевозить, а смотря по обращениям неприятельским и их себе в помощь брать.

7. Ему ж, генералу-майору Бергу, состоять в точной команде генерала-порутчика графа Румянцова так как и генералу-майору Яковлеву.

8. Хотя граф Румянцев представляет о прибавке к нему одного кирасирского полку, но в том теперь невозможность настоит, ибо сии полки по тяжелым и нежным лошадям и по многим маршам, а по недостатку довольного корму в слабость приходят, а как лейб-кирасирской эскадрон в походе не был, а находитца на Висле, то взять ему оной к себе, о чем от меня и ордер в Мариенвердер послан.

9. Ему ж, графу Румянцеву, с своим корпусом располагать себя в кантонир и винтер-квартиры как за благо и удобно найдет, смотря по состоянию земли и достатков к пропитанию, а излишние тягости, полки и излишнюю же артиллерию к Висле отправить.

10. Из имеющегося в команде его генералитета, когда на винтер-квартиры расположитца, имеет он генерала-порутчика князя Долгорукова к армии отпустить, а у себя удержать генерала-порутчика Леонтьева, ибо хотя он ныне болен, но и тамо пользоватца станет, а что до генерал-майоров касаетца, то велено уже от меня немедленно к нему ехать генерал-майору Фулертону и генерал-майору Трейдену, а при кавалерийских у него полках определен от меня бригадир Мельгунов, равномерно ж и инженер полковник Гербель к нему отправлен.

11. А дабы его провиантом снабдить, то о доставлении оного с Вислы в Коницкой и Шлоховской магазин и крайнее старание приложитца, как я о том генералу-порутчику Суворову почасту и подтверждать не оставляю, хотя большой надежды не полагаю, что большой транспорт за неимением в Польше лошадей скоро и достаточно происходит.

12. Чтож касаетца до армии, то предпринять оной обратно свой марш на Вислу с 19-го числа сего месяца, ежели какие воинские обстоятельства в том не воспрепятствуют и не задержут.

13. Первой и второй дивизии також и резервной артиллерии с понтонною ротою взять свой поход каждой особливою дорогою по приложенным при сем маршрутам 333, а в случае усматриваемой удобности могут господа дивизионные командиры по их рассмотрению и отмены в том делать.

14. Кирасирским полкам следовать Бранденбургиею при первой дивизии и не в отдаленности оной, но по вступлении в Польшу итти особливою дорогою по приложенному при сем маршруту и расположитца в прошлогодних квартирах в Эрмландии и Пруссии, ибо хотя и надлежало б им стать в Данцигском вердере и в тех самых местах, где прошлой зимы генерал-порутчик граф Чернышев с своим корпусом стоял, но сии места оставляютца праздными [795] в запас для корпуса генерала-порутчика графа Румянцова на случай, ежели б ему в Померании по немалому числу его полков поместитца невозможно было или оскудение пропитания не дозволяло.

15. Во время сего марша неприятельскою землею иметь дивизиям между собою частое сношение, а паче о каком либо неприятельском движении, но притом с левой стороны отнюдь провианта и фуража не брать, дабы чрез то корпус графа Румянцова не оголодить.

16. Для посылок в разъезды: от армии в ее марше, а имянно для первой дивизии взять от генерала-майора Берга сто человек донских казаков, а для второй донских же казаков при майоре Фелкерзаме.

17. По приближении к Висле сии обе казацкие команды от первой и второй дивизии отпустить обратно к генералу-майору Бергу.

18. Пока армия в Польшу не вступит и не отдалится от здешних мест, то генералу-майору Бергу обо всех неприятельских движениях, как меня и графа Румянцова рапортовать, так и в первую дивизию знать давать.

19. Во время марша дивизии здешнею неприятельскою землею, становитца из предосторожности в лагерях, избирая к тому лесные места, чтоб люди на обогревание себя в дровах нужды не имели и чтоб потому ж могли и шиши 334 для себя делать, а по вступлении в Польшу позволяетца и по квартирам ночлеги брать по рассмотрению господ дивизионных командиров, однако ж не инако как побригадно и что всегда в запас назначены были места, куда б в случае надобности полкам и дивизиям собиратца.

20. О расположении армии на Висле в винтер-квартиры прилагаема при сем для каждой дивизии и артиллерии особливая репортиция 335.

21. Из заготовленных для армеи по дороге в разных местах магазинах чего дивизии не употребят и с собою не заберут, оное оставить для корпуса генерала-порутчика графа Румянцова, о чем ему для ведома тотчас и сообщать.

22. Генералу-майору Далке быть попрежнему в Познане как для заграничной корреспонденции, так и для прикрытия магазинов по Варте, чего для оставить ему Нижегородской драгунской полк. Имеющиеся ныне у бригадира князя Путятина эскадроны, також Македонской гусарской полк, да еще с вновь сочиненным донским казацким Машлыкина и малороссийским кампанейским, а буде потребует несколько и из баталионной артиллерии, а состоять ему, генерал-майору Далке, попрежнему [у] генерала князя Голицына.

23. Бригадиру князю Путятину, сдав генералу-майору Далке все по провиантским делам до магазинов по Варте и в Польше принадлежащее, с точным всего описанием и со всеми офицерами и магазин-вахтерами самому с денежною казною баталионами и артиллериею следовать в Тарунь и иметь в своем ведомстве магазины [796] по Неце и по Висле на сей стороне, а помянутым баталионам до настоящей впредь репортиции, состоять в команде генерала князя Голицына.

24. Ему, бригадиру князю Путятину, имея магазины по Неце, в своем ведомстве оставить для закрытия оных баталионов с артиллериею около Накеля с прибавлением к тому из Познани до 60 человек донских казаков при старшине, которым уже в его точной команде и состоять.

25. Впрочем как известие теперь получено, что неприятель в немалом числе от Штетина к Старгарду тянетца, то рекомендуетца господам дивизионным командирам прилежно о том разведывая, меня немедленно рапортовать, а в случае, если сие известие основательно явитца и неприятель в немалых силах покажется и похочет иногда на походе дивизии и при их разделении атаковать, а наипаче к первой, потому что ее маршрут идет в правую сторону ближе к неприятелю, а между тем иногда вторая дивизия уже так отдалитца, что на подкрепление первой поспеть не может, то тогда, смотря по неприятельской силе, маршрут первой дивизии переменить ближе к Польше, а в то же время как меня тотчас рапортовать, так и второй дивизии дать знать, дабы она для соединения остановилась.

Граф А. Бутурлин.

ЦГВИА, ф. ВУА, д. 1685, лл. 161-163 об. Подлинник.


Комментарии

332. Фельдмаршал Бутурлин, не зная истинного положения дел под Кольбергом и следуя традициям западноевропейских армий о прекращении на зиму военных действий, предложил снять осаду с крепости, которая в это время уже почти не имела сил сопротивляться Румянцеву.

333. Маршрут в сборник не включен.

334. Шалаши.

335. В сборнике не публикуется.