№ 294

Рапорт Г. Г. Тотлебена В. В. Фермору о боевых действиях под Берлином 280

27 сентября 1760 г., при дер. Рикандорф

Вчерась ввечеру получил я от его сиятельства господина генерал-лейтенанта и кавалера графа Чернышева господина бригадира Бенкендорфа с двумя пехотными полками и две орудии. И тако сего числа пополуночи в три часа чрез реку Шпре помаршировал к Берлину и на город к котбусским воротам стал, с коих неприятеля согнал и в город послал чтобы город сдали по приложенной при сем копии, только в ответ еще ничего не получил; у Слесских 281 ворот неприятель уже несколько пехотных полков имел и более двадцати пушек было поставлено, почему я оные горы уже достать не мог, которые лагерь и батареи я бомбардировал и по известиям от пленных и дезертиров неприятель имел немалой урон; только я свой лагерь противу их и позицию взял. Легким войском занял я поцдамские и бранденбургские ворота и те горы противу поцдамских ворот при деревне Шенберген, на которых поставлен был полк пехотной, которой в команде господина полковника князя Репнина, а для прикрытия оных оставлен был Рязанской конной гранодерской полк с полковником Шетневым. [678]

Вчерашнего числа пополудни и к вечеру следовали три корпуса неприятельских по тракту от Зармунда и Поцдама, которые намерены были к Берлину следовать, которые в команде генералов Тильзена, Клейста и Залмут, почему я свой корпус поставил в ордер де-баталии на город между Слесскими и Поцдамскими воротами, только оные неприятельские корпусы так встречены, что не только репонзированы, но и к Спандову ретироватца принуждены были, а притом до двухсот в плен нами взято, в том числе капитан один, порутчик один, корнет один; побитых казаками неприятельских собрано тел шестьсот двенадцать.

Между генералом Клейстом и мною пушечная пальба происходила более двух часов, от которого большой урон был, и его б чрез божеское милосердие совсем бы разбили, или б в плен взяли, когде б не изошла вся аммуниция от нашей тяжелой артиллерии, и две больших орудии от своей пальбы поранились; сверх же того, был Берлин у меня уже сзади, наступила ночь, и я не имел более как два полка гусарских, три полка казацких при мне, которые употреблял меня сзади прикрывать и чрез то неприятеля не мог проводить и путь оному пересечь, чтобы оные не могли ретироватца к Спандау и противу воли своей принужден дать им в следовании волю.

Генерал Ласи прибыл со своею кавалериею, а его легкое войско провожали неприятеля, которые получили также в плен офицера и до шестидесят человек, а к вечеру он с тою кавалериею помаршировал к деревне Тилхе, где его пехота была; я ж остался до ночи в своем месте на горах и потом вступил в прежний свой лагерь прямо противу Слесских ворот и оккупировал деревни по трактам к Поцдамским, Слесским и Котбусским воротам, и мои отъезжие и форпосты перед Копеникских и Бранденбургских ворот и до реки Шпре, почему по сей стороне реки никто не может как в город, так из города выйтить.

При нонешнем четвертом сражении противу неприятеля как все три бригадира, а именно Бахман, Бенкендорф и Мельгунов, полковник Шетнев, Измайлов, Маслов, князь Репнин, так и все штаб и обер-офицеры, которые себя неустрашимо оказывали.

Подполковник Цветинович с четырьмя эскадронами Хорватовыми с голыми саблями неприятеля атаковал и до тридцати человек в плен взял, которого также рекомендую. Тех же эскадронов, подполковник Чорба, також войска Донского полковники Попов, Абросин, Луковкин и Туроверов, которые себя храбро и мужественно держали.

С нашей стороны урон невелик и сколько имеется, немедленно рапортовать буду.

При сем вашему рейсграфскому сиятельству представляю означенных прусских пленных и дезертиров по приложенном при сем списку.

Тотлебен.

ЦГВИА, ф. ВУА, д. 1676 «С», лл. 413-414. Подлинник.


Комментарии

280. В этом рапорте, как и в предыдущих, Тотлебен описывает условия захвата Берлина несравненно сложнее, чем это было на самом деле, рассчитывая оправдать свою медлительность.

281. Силезских.