№ 285

Инструкция, данная В. В. Фермором генералу Г. Г. Тотлебену, командиру отряда, назначенного для экспедиции на Берлин

15 сентября 1760 г., Королат

Вашему сиятельству от меня на словах объявлено было, что по высочайшему рескрипту ее императорского величества по особливой доверенности к вам и по известной вашей к службе ревности, храбрости и искусству в военных делах поручается важная вам экспедиция на Берлин и велено, что по мнению вашему к тому потребно на письме подать, что вами и учинено, которое мнение ваше с собранным генералитетом рассматривано и по зрелому рассуждению вас к той экспедиции отправить положено на нижеследующем основании:

1-е. Получа сию инструкцию с деташементом вашим, которой состоять имеет под командою двух бригадиров от легкого войска в 3 полках гусарских и в 3 казацких, в 2 драгунских, в 4 баталионах пехотных гранодер и в 19 орудиях разных калибров, единорогов и шуваловских гаубиц выступить по приложенному маршруту и распоряжать поход ваш по своему рассмотрению таким образом и с такою скоростию, как в вашем мнении изображаетца, смотря [661] притом, чтоб вверенных вам людей и лошадей не изнуря, счастливую экспедицию сделать можно было.

2-е. Понеже деташемент ваш будет подкреплятца следующим не в дальном расстоянии от вашего марша корпусом под командою генерал-порутчика и кавалера графа Чернышева, того ради надлежит вам беспрерывное одному о другом сведение иметь, чего ради вседневно о состоянии вашего похода, и что о неприятеле впереди и по сторонам проведаете, рапортовать оного генерала-порутчика и кавалера, а не меньше и ко мне прямо чрез нарочных в главную армию, которая, как в том же маршруте 270 видно, за вашими следами в надобном случае и до Франкфурта маршировать будет.

3-е. По вступлении вашем в Берлин наиглавнейше рекомендуется без упущения исполнить, а именно: от города требовать знатную денежную контрибуцию, а что заплатить не в состоянии, то взять всем городом подписанную облигацию с постановлением сроку, на которой они заплатить должны, також избравши двух особ и от знатного купечества несколько человек взять в аманат; тамошние арсеналы, пушечной литейной дом, все магазины, оружейные и суконные фабрики вконец разорить и паче для снабдения армии потребным крайне воспользоватца, к чему кажется довольно одного объявления, что буде все требуемое скоро и без отговорок дастся, то ни городу, ни жителям никакого вреда учинено не будет, а в случае отказу употребитца справедливое возмездие за все королем прусским в Саксонии, а особливо же в Лейпциге употребленные суровости, что в противном случае и действительно исполнить.

4-е. Весь доброй сукцес сему вашему предприятию зависит в скором прибытии и не в продолжительном исправлении порученного вам дела, а потом в порядочном отступлении к корпусу под командою генерала-порутчика графа Чернышева, чтоб неприятель от Магдебурга или Торгау отправленным сикурсом вас в Берлине застать или на обратном пути достигнуть не мог, того ради все оное так распорядить, как от известного вашего искусства ожидается, дабы вы себе тем паче, как цесарской генерал Гадик, достойную похвалу и славу приобресть могли.

5-е. В прочие подробности для краткости вам не предписывается, а полагается на ваше, как искусного генерала, благоразумие, рекомендуя особливо добрую дисциплину по команде содержать и никому обывателям на походе вашем и в самом Берлине обид и разорения не чинить и до вредительного пьянства не допущать, а прекратить сие тем, что всю команду вашу содержать под ружьем, дабы мародиры не могли отлучатца и тем какого зла или помешательства в вашем порученном деле учинить, а что у вас происходить будет, о том почасту ко мне и к господину генералу порутчику и кавалеру графу Чернышеву репортовать.

ЦГВИА, ф. ВУА, д. 1676 «С», лл. 340-341. Копия.


Комментарии

270. Маршрут не публикуется.