№ 225

Реляция П. С. Салтыкова императрице Елизавете о передвижениях австрийских и прусских войск; о состоянии снабжения русской армии

№ 51

22 августа 1759 г., главная квартира при м. Либерозе

Во исполнение всевысочайшего вашего императорского величества повеления, приемлю смелость с глубочайшим благоговением вследствие прежних моих всенижайших реляций вашему императорскому величеству всеподданнейше донести, что неприятельская армея в той же позиции между местечками Валдау и Мохау стоит, а его величество король прусской главную квартиру имеет в первом местечке. Генерал-фелтмаршал граф Даун, маршируя к Сорау, вчера к армии принца Генриха сближился и уверяет, что сегодня или завтра оного атакуют, но допустит ли принц Генрих до того и какую удачу сия атака возымеет, предугадать нельзя; дай боже, чтоб справедливость дела высоких союзников благословением божием защищаемо и подкрепляемо было, инако же, от чего боже сохрани, неприятные и опасные следствии произойти могут. Выехавший третьего дня из Дрездена кур саксонской, тайной советник ,и генерал-комиссар Боникау вчера пополудни сюда прибыл и между иным сказывал, что по отъезде его отсюда, хотя аустрийцы Нейштатом и владеют, однако увидел он, что на другой стороне города форштаты пруссаками зажжены и пожар жестокой уже был; також ведомость дошла, что неприятель Торгау, от имперских войск освободя, занял, почему видно, что избавление Саксонии не только сумнительно, но и невозможным становится.

От князя Меншикова получен рапорт, что около 15 000 четвертей провианта из разных мест к армеи отправлено, чего ради я тотчас ордер послал бригадиру Брилю, которой тремя пехотными полками Кросен занял, тамо остановиться, а полковнику Горюшкину, с 10 эскадронами конницы в Швибусе стоящему, оной обождать и до Кросена конвоировать, гусарскому же, Молдавскому полку и казацким командам велено кордон от Познани к Кросену сделать для беспечности, ибо по известиям из Познани гласится, что генерал Цитен от армии принца Генриха с 10 или 12 тысячами корпусом деташирован, которой чрез Глогау и Фрауштат будто к Познани маршировать имеет, куда я для разведания нарочного конфидента послал и ожидать имею известия.

Генерал от кавалерии барон Гадик, которой при Ламсфельде лагерем стоит, вчера ко мне нарочного прислал, что его легкие войска с неприятельскими перестреливаютца и просил для всякого случая ему место при армеи вашего императорского величества отвести, куда б он в нужное время ретироваться мог, чего ради генерал-квартермейстер Штофель послан и место удобное отведено.

В протчем, ссылаясь на прежние мои рабские доношении, ожидать имею всемилостивейших наставительных указов; по сие время [502] армея в пропитании никакого недостатка не имела, и люди за помощию божиею еще в добром и бодром состоянии находятся, только по причине ежедневных дозжей погода гораздо холоднее, и больные против прежнего прибавляться стали, но от меня дивизионным командирам наикрепчайше подтверждено крайнейшее старание прилагать, дабы доктора и лекари за больными прилежное смотрение имели, и пищею [больные] удовольствованы были.

Ежели что новое о неприятельских движениях мною услышано или усмотрено будет, вашему императорскому величеству немедленно с рабским подобострастием донести не премину.

Прилагается при сем копия с одного сообщенного мне от обретающегося во Гданске вашего императорского величества надворного советника и резидента Мусина-Пушкина, письма, писанного из Берлина к одному приятелю во Гданск, на высочайшее рассмотрение 212.

Граф Петр Салтыков.

ЦГВИА, ф. ВУА, д. 1669 «С», лл. 178-179. Подлинник.


Комментарии

212. Не публикуется.