№ 162

Постановление военного совета о размещении войск на кантонирквартирах

17 октября 1758 г., Драмбург

1758 году октября 17-го дня в Драмбурге во исполнение высочайшего ее императорского величества рескрипта № 145 от 2 октября его сиятельство главнокомандующий армиею генерал и кавалер граф Фермор для держания военного совета весь при армии находящейся генералитет в главную квартиру созвать, а его королевское высочество принца Карла с генералом-фельдмаршалом лейтенантом бароном Сент-Андре пригласить приказал, и тако по заседании его сиятельство всему собранию высочайшее ее императорского величества повеление, о действительном нынешнем состоянии российско-императорской армии объявил, с таким присовокуплением, что при так позднем годовом времени, каково уже ныне настоит, первейшим и главнейшим для рассуждения пунктом рекомендуется соблюдение целости армии, а потому желательно было б, сколько можно в нынешнее глубокое осеннее время военные операции еще продолжать, и в Неймарке или в Померании кантонир-квартиры взять: а ежели армия в таком состоянии не находится, чтоб вышереченное в действо произвесть, не могучи пропитание свое, ни в неприятельской земле, ни подвозом из Польши и от Вислы реки доставать, то ее императорского величества соизволение [365] есть немедленно потребные меры принять, чтоб армия ее величества сколько то возможно кантонир-квартиры взяла. 1-е. От Швета чрез Штаргард на Ландсберг и 2-е от Кольберга к Дризену по реке Драге, или же 3-е от Кольберга чрез Керлин и Кеслин на Столпе, однако в таком расположении крайнейше сие наблюдать должно. 1-е. безопасность от неприятеля; 2-е — безнужное пропитание, 3-е свободное и беспрепятственное получение тех вещей, которые подвозом из России или из Пруссии получать надобно, 4-е довольное в квартирах пространство, дабы от тесноты изнурения и самых, от чего боже сохрани, болезней приключиться не могло, 5-е — честь и слава оружия, 6-е — польза общего дела и неприятельской ущерб, а 7-е польза и поспешность начатия будущей кампании.

В протчем ее императорское величество всемилостивейше повелевает о принятых по сему мерах генерал-фельдмаршалу графу Дауну и командующему шведскою армиею графу Гамельтону немедленно сообщить, чтоб и они по тому ж свои меры принять могли.

Итако, присутствующий в сем собрании генералитет по достаточном уважении нынешнего армии состояния и в рассуждении толь позднего годового времени, якоже и потому, что армия за недостатком в пропитании, которое никоим образом награждено быть не могло, не взирая на употребленные для того неутомленные старании, принужденною нашлась до Дранбурга отступить, где вышеизображенные ее императорского величества повеления 14-го числа сего получены, и армия, будучи в том самом случае каков во 2 пункте реченного рескрипта изображен, по своей рабской должности и верности, не находя состояние армии ниже обстоятельства земли таковыми, чтоб кордон с предписанною предосторожностию от Швета чрез Штаргард, и от Кольберга до Дризена протянуть, со общего согласия избрали из предписанных трех кордонов последней, а имянно: от Кольберга чрез Керлин и Кеслин до Столпе протянуть, чем не только подкреплена была б осада крепости Кольберга, которая целою дивизиею производитца, а поныне еще не взята, но и армия ее императорского величества в такой околичности расположена была б, где в нынешнем году только с весны небольшое число неприятельских войск находилось, следовательно до подвозу от реки Вислы и из Гданска провианта чаятельно больше, чем в других местах пропитаться может, а сверх того сим расположением по получении ныне армиями высоких союзников над общим неприятелем знатных авантажей и российско-императорская в неприятельской земле зимовать осталась бы, почему будущею весною гораздо ранее в неприятельских землях военные операции начаты и с большею серьезностию произведены быть могут. Итако, с армиею здесь обождать пока следующей из Польши провиант, которой уже вблизости находитца, сюда прибудет, а потом к назначенным местам маршировать. В Дризен к генералу-майору Олицу ордер послать, испразня крепость со всею командою к армии [366] следовать, предприемля путь свой к Познани и так далее, как способнее с командою маршировать может 145.

Граф В. Фермор. Князь Александр Голицын. Гаврила Резанов. Каспер Любомирской. Петр Панин. Николай Леонтьев. Корнилий Бороздин. Яков Фаст. Петр Племянников. Леонтей Карабанов. Томас фон-Диц. Князь Федор Долгорукий.

ЦГВИА, ф. ВУА, д. 1663 «В», лл. 282-283. Подлинник.


Комментарии

145. Решение, принятое на военном совете 17 октября, не было осуществлено. Раньше, чем оно дошло до Петербурга, Фермор получил рескрипт Конференции № 151 от 9 октября, предписывавший занять зимние квартиры по реке Висле. Это был ответ Конференции на неоднократные прежние жалобы Фермора, указывавшего на неудобства оставаться на зимние квартиры в Померании. Предписание Конференции было исполнено (см. документ № 169).