№ 143
Реляция В. В. Фермора императрице Елизавете о движении армии после сражения при Цорндорфе к Гросс-Камину и о потерях в генералитете
№ 195 | 18 августа 1758 г. Лагерь при Гросс-Камине |
Вслед последней моей всеподданнейшей с полковником Розеном отправленной реляции доношу, что я с оставшею армиею с места баталии, забрав сколько возможно и неприятельская пушечная стрельба допустила, раненых, погребши наших убитых, 16-го числа на самом рассвете по учиненной диспозиции в виду неприятельской армии выступил к нашим оставшим обозам и провиантскому магазину, маршировал семь верст кареем; артиллерию, как свою, так взятую от неприятеля, везли солдаты за неимением достаточной упряжки на себе, а раненых казаков в тороках и на заводных лошадях. Неприятель, видя такой порядок в марше, не токмо на армию, но и на ариергард не нападал, и около девятого часу я благополучно к местечку Грос Камин прибыл и в крепком лагере несколько дней для распоряжения обозов и отправления к Дризену больных остановиться принужден.
Дивизия под командою генерала-порутчика графа Румянцева от Швета, забрав из Зольдинга и Старгарда команды, для соединения с армиею следует к Ландсбергу, а к генералу-лейтенанту Резанову с выступившими к Кольбергу тремя полками, аще оной город и крепость не заняты, велено следовать на Битау и Дризен, дабы могли к подкреплению армии, служить, ибо все двадцать пехотные полки, которые в баталии были, здоровых строевых не более пятисот человек в каждом имеют.
Я обстоятельных ведомостей о убитых и раненых, потерянной и от неприятеля взятой артиллерии доныне сочинить не в состояния, а чтоб тем умедлить моим всеподданнейшим рапортом не смею. И того ради отправляю с сим нарочного курьера графа Петра Апраксина, на которого объявление о состоянии армии вашего императорского величества всеподданнейше ссылаюсь, а притом по рабской моей должности доношу: по полученным подлинным известиям генералы-лейтенанты [336] Салтыков и Чернышев, генерал-майор Мантейфель, бригадиры Тизенгаузен и Сиверс в полон взяты, а здесь при армии генерал Броун, генерал-лейтенант Долгорукий, генерал-майоры Любомирской, Панин, Леонтьев от ран больны находятся; а и сам я всеподданнейший раб вашего императорского величества от ран в правую ногу, хотя и не тяжелая, но контужен и по состоянию моего ослабленного здоровья с крайнею нуждою всеподданническую мою должность править могу. Итого ради, припадая к стопам вашего императорского величества, всенижайше прошу повелеть снабдить меня на место раненых и в полон взятых генералитетом; а оставших после баталии, которые со мною старание приложили армию собрать и паки построить генерал-майоров Мордвинова, Фаста, Языкова, Демику и Дица, а от артиллерии Нотгелфера всемилостивейше пожаловать орденами святые Анны.
Вилим Фермор.
ЦГВИА, ф. ВУА, д. 1663 «В», лл. 114-115. Подлинник.