№ 127
Рапорт П. Д. Еропкина П. А. Румянцеву о подробностях сражения под Фридбергом
7 июля 1758 г.
Происшедшее сего июля 4-го дня с неприятелем сражение, которого пространно я не имел времени за скорым отправлением рапорта обстоятельно представить вашему сиятельству, которое было таким образом:
Первопосланная от меня к городу Фридбергу партия, состоящая из гусар и казаков под командою господина полковника Зорича, наехав деташированную от командующего города за полмили команду, при капитане и всех субалтерн-офицерах во сте пятидесяти человеках рядовых и тридцати гусарах при офицере бывшую, атаковала и по короткому от той супротивлению, не могшую обороняться, вся с теми офицерами взята. Потом другая партия под командою полковника Краснощекова и подполковника Прерадовича, из гусар и донских казаков состоящая, прибыв к самому городу, неприятеля атаковала, которой из города, и выслав перед форштатом к лежащей близко того мельнице до 400 человек команду, сделав батарею, из пушек и мелкого ружья потом беспрестанно стреляли, куда и помянутой полковник Зорич, с своею командою прибыв, с левой стороны города нужные к ретираде неприятелю [303] места занял. Я получа известие, сам с шестью эскадронами гранодерских к помянутому городу следовал, где в прибытие мое уже неприятель под командою полковника Горта до семисот человек, к вышепоказанной мельнице из города вышедши, фронт поставил, против которого я, спеша четыре эскадрона гранодер, имея по флангам две конные и гусарские команды, приказал легким войскам объехать все стороны города, прямо на неприятеля пошел и, приближась на выстрел пушечной, из единорога пальбу производить приказал. Неприятель от первых двух выстрелов, сняв свои пушки, весьма поспешно ретировался в город, где заняв посты, из пушек стрелять стал, для чего я принужден был в город бросить бомбы, которые неприятеля долго держаться там не допустили. Так что по 4 выстрела оной принужден был город оставить, куда я приближась, не успевшей выстроить караул у ворот в 50 человеках взял. Неприятель, выбравшись из города, супротивлялся еще, вошед в близ лежащею от того деревню, в коей больше часа время из мелкого ружья с легкими войски перестреливался, но как потом та деревня зажжена, то из той выбравшись, ретировался, производя пушечную и из мелкого ружья пальбу, где уже за болотами пути ему пресечь нельзя было. Однако ж и в то время от легких войск непрестанною стрельбою из мелкого ружья атакован был и оттуда уже в самой большей лес и дефилеи вошел с самым небольшим числом оставшейся ландмилиции, за которыми уже наступившая ночь и неизвестность мест и беспрестанно от взятых в плен объявляемой следующей к ним сикурс далее итти не допустил.
При всех сих действиях служащие в фрейрегименте цесарцы, получа способ на свою свободу, большими и малыми частями к фрунту моему непрестанно приходили.
Я должность имею вашему сиятельству представить о командирах сих легких войск, яко полковнике господине Зориче, полковнике-ж Краснощокове и подполковнике Прерадовиче, что они все свою должность с отличною храбростью похвально исполнили, яко же и из всех подчиненных гусарских команд полковника Зорича Венгерского полку порутчик Антон Станищев, вахмистр Шпалновский, Чугуевского полку полковой хорунжей Илья Горлев, из Донских походные старшины есаулы Обросим Луковских, Тимофей Устинов, Осип Лощилин, хорунжей Афанасей Стехин, кои по засвидетельствованию показанных командиров весьма отменными себя показали. С неприятельской стороны на сей акции побито не меньше как 25 гусар и 80 человек ландмилиции, считая до толикого числа и раненых находится. Из команды моей убито Новосербского гусарского 3, от раны умершей Грузинского гусарского 1, ранены Венгерского гусар 6, казаков Чугуевского 2, Донских 2; безвестно пропало Новосербского гусар 1, лошадей убито 26, ранено 13. При показанном же случае, как в городе, так и в близ лежащей деревни, где акция с неприятелем происходила, взято лошадей, которые состоят ныне в полках и командах, а именно в Грузинском 10, в Славяносербском 2, в Венгерском 39, в Новосербских эскадронах [304] команды господ полковника Зорича 11, подполковника Прерадовича 36, итого 47, в Чугуевской команде 10, в команде господина полковника Краснощекова 17, итого 125 лошадей, овец в Славяносербском и Новосербском 370, из которых на команду мою для употребления в пищу роздано 130. При представлении же сих обстоятельств не могу я умолчать о дерзости и своевольных делах легких войск в получении добычи, в котором случае никакого щету с ними сделать невозможно и хотя многих наказывал, тож и от господ командующих ими взыскивал, однако ж сей беспорядок столь беспределен, что в том мало получаю я успеха, чего для и всепокорно прошу вашего сиятельства, чтоб оные вашим главным ордером и властью, чего я с ними учинить не имею возможности, вовсе и всеконечно отвращены были.
ЦГВИА, ф. ВУА, д. 1663 «В», лл. 16-17.
Копия, заверенная Фермором.