№ 119
Из реляции В. В. Фермора императрице Елизавете о прибытии его с армией в г. Познань и о полученных им известиях
№ 161 | 24 июня 1758 г., лагерь при Познани |
Вашему императорскому величеству всеподданнейше доношу, что сего месяца 20-го числа при помощи божией прибыл я с первою дивизиею к городу Познани и, расположась под оным, наджидал соединения со второю дивизиею, которая на другой день в лагерь и вступила, а вчера, переходя реку Варту с полками первой дивизии, через город маршировал, и в новой лагерь возле города назначенной вступил, куда сегодня и вторая дивизия чрез город же перешла.
Между тем же 21-го числа приведены взятые партиею генерала-майора Демику в померанском, близ местечка Темпельберга, замке Трагейме полковник Козель, один капрал и 19 человек рядовых с другими тамошними жителями, скотом и контрибуционными деньгами, о коих обстоятельнее в следующем при сем под знаком + журнале и приложений к нему явствует. Я сих военнопленных до Торуня, а оттуда в Пилавскую крепость под конвоем отправил, а пригнанной скот в полки, контрибуционные же деньги в определенную на чрезвычайные расходы сумму отдать велел...
...В протчем, всемилостивейшая государыня, при армии вашего императорского величества обстоит все благополучно, и оная ныне упражняется печением хлебов и исправлением поврежденных от трудных маршев повозок.
По уведомлении, что неприятель при Ландсберге в Бранденбургии собирается и что войско при Дризене прибавилось, я к генерал-порутчику графу Румянцеву сегодня и достальную всю кавалерию, конных гранодер и драгун, також Хорватова полку гусар для подкрепления его дивизии отправил, один только гусарской Молдавской полк при первой дивизии оставив.
Какой от возвратившегося из посылки порутчика Венцковского мне подан рапорт, из оного экстракт при сем для высочайшего усмотрения всенижайше подношу 107 а между иным он мне объявил, что отправленной после него в Бреславль из Минстервальда же вахмейстер гусарского полку для разведывания, в польском местечке Калише одним польским шляхтичем, преданным королю прусскому, прозванием Радунски, которой для короля прусского польских шляхтичей вербует, схвачен и связанной в Бреславль отвезен. Однако, я думаю, что оной, яко проворной, не имея ничего при себе для облегчения его комиссии, способов найдет к избавлению себя, особливо потому что он польской шляхтич.
На сих днях слух пронесся, якобы 24-го по новому стилю июня город Олмиц сдался, причем с прусской стороны великой урон претерпен, но сие требует подтверждения, ибо полученные от генерала-майора Шпрингера последние рапорты были от 23/12 [287] июня, в коих он ничего опасного о сем городе не пишет, но напротив того о добром состоянии оного меня уведомляет; и потому я сие разглашение не инако разумею, как взятой претекст для ободрения войска и обывателей в Бранденбургии и Померании.
Что ж до моего к неприятельским границам авансирования принадлежит, то я оное прежде предпринять не могу, пока хлебом не запасусь, понтоны, которые от Торуня следуют, к армии, не прибудут и пока генерал и кавалер Браун с своим корпусом не сближется, о чем впредь всеподданнейше доносить не премину, а теперь приемлю смелость с сею всенижайшею реляциею о переходе чрез реку Варту всей армии капитана Аша отправить.
Вилим Фермор.
ЦГВИА, ф. ВУА, д. 1663 «А», пл. 318, 319 об., 320-320 об. Подлинник.
Комментарии
107. В сборник не включен.