№ 106
Постановление военного совета при главнокомандующем о порядке марша армии после перехода через р. Вислу
26 мая 1758 г., Минстервальде
В лагере при главной квартире у Минстервальда мая 26-го дня 1758 году, когда главнокомандующей армиею генерал и кавалер усмотрел, что в околичности Минстервальда и Диршау недостаток в фураже являться начал, то за необходимо признано с приглашением всего генералитета рассуждение иметь, в котором, выслушав со вниманием учиненные на операционной план пункты и высочайшей рескрипт № 72, по всеподданнической своей присяжной должности следующее с общего согласия постановили, а имянно:
1. Под командою генерала-порутчика Резанова при Мариенвердере у закрытия моста остаться надлежит трем пехотным полкам: Нарвскому, Белозерскому и Сибирскому, из которых с переменою одному баталиону быть в рентранжементе с двумя пушками. При Диршау двум пехотным же полкам — Нижегородскому и Углицкому, которым за Вислу не прежде переходить, как по прибытии армии к реке Негде, одному драгунскому Тверскому полку, в трех эскадронах состоящему, который, имеет при Таруне быть для прикрытия моста. Всем худоконным и к походу неспособным, тако-ж и марширующим из Риги команды майора Швачека гусарам, при гошпиталях в Ельбинге, Мариенвердере и Торуне находящим слабым и больным солдатам и для разъездов тремстам человек казакам, из генералитета генерал-майору Григорьеву и бригадирам Нумерсу и Гартвису, до прибытия которых старшим полковникам бригадами править; а сверх вышеписанного числа войска к трем полкам в Кенигсберг и Мемель послать подтвердительные ордеры, чтоб по прибытии батальонов на смену немедленно к Мариенвердеру следовали и в команде генерала-порутчика Резанова состояли.
2. Армии в поход выступить следующим образом: от Диршау генерал-майорам Панину и Леонтьеву с их бригадами, в осьми пехотных полках состоящими, и со всеми гусарами к Штартарду 28-го сего и следовать к Коницу.
3. Под командою генерала-порутчика Салтыкова первой дивизии: 1-й бригаде 29-го под командою генерал-майора принца Любомирского, 2-й под командою генерал-майора Мантефеля, при нем полевая артиллерия, комиссариат и походное провиантское правление 30-го; 3-й Генерал-майора Дица 31-го сего, а кавалерии под командою генерала порутчика графа Румянцева 1-го июня из Ниденбурга, а в третью дивизию, когда первая и вторая к реке Нетце прибудет, ордер послать, чтоб оная с первою соединилась, ибо оная ныне лагерем стоит в Бромберге, которой от реки Нетцы только три мили расстоянием.
4. Понеже остающейся при Мариенвердере генерала порутчика Резанова корпус с приходящими из Кенигсберга и Мемеля из [265] осьми пехотных полков состоять имеет, и затем при армии останется только двадцать пять полков, того ради оные разделить на две дивизии, соединя к первой и вторую дивизию, и тако первая под командою генерала-порутчика Салтыкова состоять будет в шестнадцати полках, а вторая дивизия под командою генерала-порутчика князя Голицына по соединении к оной трех полков бригады генерала-порутчика князя Долгорукова состоять будет в двенадцати полках. Третия дивизия под командою генерала-порутчика графа Румянцова состоять имеет из всей кавалерии, а имянно: кирасир, конных гранодер и драгун 43 эскадрона, пяти гусарских полков и пятисот человек казаков. Для облегчения в марше оставить кирасирам все колеты при Мариенвердере и отправить оные водою в Пилау. Гусарам знамен и литавр в поход с собою не брать, також из барабанов при каждом эскадроне только по одному взять, а протчие все оставить при Мариенвердере ж. Рогаток при каждом полку взять по пятидесяти звеньев, дополняя то число привезенными из Ковны. Во время кампании не принуждать солдат манжеты надевать, волосы пудрить и кос носить, а штыки с ружей в походе велеть сымать; как часовым с штыками так унтер-офицерам и капралам при отдании чести не отводить ружья пред собою, но в сторону; на походе в жаркие дни для несколикого от жару облегчения гранодерам шапки на бок привешивать, а носить колпаки, которые гораздо легче шапок. Все конные гранодерские полки имеют оставить свои шапки в Мариенвердере для отправления оных в Пилау. На подводы по исчислению на гусарские полки и на казаков двадцатидневного провианта надобно пять фур каждая с четырьмя лошадьми, для собрания которых в Пруссии уже наряд учинен.
ЦГВИА, ф. ВУА, д. 1663 «А», лл. 278-279 об. Подлинник.