№ 9
Протокол Конференции. Об отправке в Дрезден, Гамбург и Гданск офицеров для наблюдения за подготовкой Пруссии к войне и об увеличении вдвое количества пакетботов, курсирующих в Балтийском море
№ 22 | 20 мая 1756 г. |
1756 году майя 20-го дня в держанной при дворе ее императорского величества Конференции принято было во уважение, что хотя известей нет, чтоб в Пруссии какие великие военные приуготовлении чинимы были, однако ж собою думать можно, что король прусской при нынешних обстоятельствах, а особливо когда о чинящихся здесь великих движениях сведает, в покое не останется и по меньшей мере к своей безопасности меры принимать станет. Пускай бы он и совсем в недействии пребывал, то и о том точные здесь известии иметь крайне нужно, в такое время, когда не меньше, как атаковать его помышляется; и потому рассуждено послать в Коллегию иностранных дел экстракт из протоколу следующего содержания:
«Неимение здешнего в Пруссии министра, препятствуя получать оттуда надежные и всегда нужные о происходящем тамо [54] известии, а служба ее императорского величества наипаче при нынешних обстоятельствах необходимо требуя, о происходящем тамо сколько можно ближае ведать, за нужно рассуждено:
1-е. Отправить от Коллегии иностранных дел под именем курьеров надежных и способных офицеров в Дрезден, Гамбург и Гданск с таким наставлением, чтоб они проездом туда и возвратом старались сколько можно точно разведывать о чинящихся в Пруссии военных движениях и приготовлениях.
2-е. Чтоб каждой из сих отправляемых ехал как можно особливою дорогою, дабы чего одному сведать не удастся, то от другого утаиться не могло.
3-е. Хотя и не чаятельно, чтоб сии нарочно и курьерами отправляемые в Пруссии арестованы были, однакож для надежности лутче с ними не посылать никаких важных депеш, да и самое наставление им только словесно дано быть может.
4-е. Министрам ее императорского величества в Дрездене и в Гамбурге находящимся повелеть, чтоб они, по получении присылаемых к ним нарочных, оных немедленно обратно сюда отправили просто с тем, что они до того о движениях прусских сведать могли и с словесным подтверждением, чтоб они в дороге сами разведывать старались.
5-е. Сим же министрам поручить, чтоб они старались таких людей приискать и действительно употреблять, кои бы от них в прусские области шпионами ездить и не токмо возвращаясь их рапортовать, но ежели б такая нужда случилась, как например, чтоб целая армея в поход куда пошла, то и прямо сюда с тем ехать могли.
6-е. Такую ж точно комиссию поручить находящемуся в Варшаве секретарю посольства Ржичевскому.
7-е. Отправляемому во Гданск нарочному офицеру поручить, чтоб он тамо вместе с коллегии юнкером Шевиусом старался разведывать о чинящихся в соседственной Пруссии движениях и что сведает важного, тотчас бы сюда ехал.
8-е. Место во Гданске, становясь теперь весьма важным, по причине, что ведомости из Пруссии тамо ближае всех получатся, да и удобно водою сюда доставляемы быть могут, надлежит оное немедленно способным человеком снабдить.
9-е. Между тем коллегии юнкеру Шевиусу дать наставление, чтоб старался ведомости из Пруссии доставать и особливо того смотреть, не учинены ль во Гданске какие подряды о составлении магазинов.
10-е. Потребные на все то деньги употребить Коллегии иностранных дел по своему рассмотрению из наличных, какие во оной есть, а на то место возвращения требовать от Правительствующего Сената.
11-е. Отправляемых, как вышеупомянуто, офицеров требовать от Военной коллегии добрых и надежных и кого сама Коллегия иностранных дел рассудит и как все сие до оной принадлежит, то сим ко исполнению и сообщается». [55]
Также во уважение принято было, что отправление писем чрез прусские области ныне от часу меньше надежным становится, так что отправляемые обыкновенно пакетботы во Гданск и в Любек удобно то награждать, да и к тому служить могли б, чтоб вербуемых во Гданске людей сюда отправлять, но как оные ходят редко, то рассуждало послать в Адмиралтейскую коллегию экстракт из протокола следующего содержания:
«Для службы ее императорского величества нужно, чтоб отправляемые обыкновенно во Гданск и в Любек пакетботы чаще ходили и потому за нужно рассуждено число оных или тому подобных судов и отправление удвоить, а как сие принадлежит до определения Адмиралтейской коллегии, то оной сим и сообщается».
Граф Алексей Бестужев-Рюмин. Граф Михаила Бестужев-Рюмин. Князь Н. Трубецкой. А. Бутурлин. Граф Михаила Воронцов. Князь Михаила Голицын. Степан Апраксин. Граф А. Шувалов. Граф П. Шувалов.
ЦГАДА, ф. 178, д. 1, лл. 162-163 об. Подлинник.