№ 2

Протокол Конференции при высочайшем дворе. 12

О необходимости ослабления Пруссии с помощью Австрии.

№ 3

15 марта 1756 г.

1756 года марта 15-го дня в держанной при дворе Конференции читано вновь то предложение, которым накануне конференция начата, а как в самое то время возвращен от ее императорского величества с подписанием всевысочайшей апробации протокол вчерашней Конференции, в котором написано: что надобно трудиться о составлении такого генерального статского или систематического плана, 13 которому бы прямо следуя, все согласно служило к главному устремлению, а именно, чтоб короля прусского до приобретения новой знатности не допустить, но паче силы его в умеренные пределы привести и одним словом не опасными уже его для здешней империи сделать; то во исполнение сего главного намерения и всевысочайшего ее императорского величества повеления рассуждено:

1-е. Самым делом приняться за сокращение сил короля прусского, но не одним и самим собою и потому

2-е. Всеми удобвозможными образами стараться о склонении венского двора, чтоб он с своей стороны в одно время то ж и равномерно учинил. А дабы оной паче чаяния от того не уклонился, опасаясь, чтоб Франция ему диверсии не сделала; то

3-е. Для приласкания Франции и приведения ее до того, чтоб она на сокращение сил короля прусского спокойно смотрела и венскому двору не препятствовала, надобно все то в действе употребить, что сходственно с благопристойностию и без предосуждения высочайшей ее императорского величества славы и достоинства учиниться может.

4-е. Между тем и Польшу исподоволь приуготовлять, чтоб она проходу здешних войск для атакования Пруссии не только не препятствовала, но паче на то охотно смотрела.

5-е. Стараться турок и шведов содержать в тишине и в недействии, а о способах к тому впредь рассмотреть. [26]

Приемля сии главные пять пунктов за правило к достижению предложенного в них намерения, рассуждено следующее, а имянно:

На 1-й пункт. Пока с венским двором действительное соглашение сделается, то дабы время между тем не терять, но оным паче пользоваться, ее императорскому величеству всенижайше представить, не соизволит ли всевысочайше апробовать поданные доклады о формировании из драгунских полков новых кирасирских и гранодерских полков и об учреждении при полках гаубиц нового изобретения, да в то ж время и войска так расположить и во всем к военным операциям в готовость и состояние привести, всем потребным снабдить и удовольствовать, чтоб не токмо в случае соглашения венского двора на войну против короля прусского, тотчас его атаковать можно было, но чтоб здешняя готовость венскому двору на сие предприятие и ободрением служила и для того расписание о том и определение не только сделать, но по наступлении весны и в действо произвести.

На 2-й пункт. Назначиваемого в Вену на место графа Кейзерлинга министра как наискорее отправить и как чрез оного, так и чрез находящегося здесь посла графа Эстергазия стараться о склонении венского двора, чтоб с здешним общее дело и равномерно учинил, представляя оному для того, что понеже ее императорское величество с своей стороны к сокращению сил короля прусского армею не меньше как в восьмидесяти тысячах ее войск состоящую употребить хочет и твердо намерена, то императрица королева наиудобнейшей и безопаснейшей случай в руках имеет возвратить потерянные королю прусскому во время последней войны области, что буде бы императрица королева опасалась, чтоб Франция не учинила ей диверсии в случае нападения на короля прусского, то сверх того, что ныне сия держава Англиею упражнена и что ее величество императрица королева, не мешаясь доныне в их ссору и не подавая Англии никакого вспоможения, может удобно и от Франции то одержать, чтоб она в партикулярную с королем прусским войну не мешалась, ее императорское величество с своей высочайшей стороны сколько возможно тому содействовать будет. Почему

На 3-й пункт. Здешним при других дворах находящимся министрам повелеть, чтоб они с французскими, где оные есть, ласковее прежнего обходились, о чем и венскому двору знать дать, дабы не только напрасного из того омбражу не принимал, но паче сей для общей пользы употребляемой политике содействовал и одним словом все к тому вести, чтоб венскому двору безопасность со стороны Франции доставить и тем оной двор действительно на войну против короля прусского склонить и привести.

На 4-й пункт. Назначиваемого в Польшу здешнего министра, как наискорее туда отправить и оному поручить, чтоб исподоволь поляков к тому приуготовлял, чтоб они проходу здешних войск к атакованию прусских земель не токмо не препятствовали, но паче охотно бы на то смотрели, внушая им и обещая, что понеже ее императорское величество никакого приобретения для себя [27] в Пруссии сделать не намерена и не хочет, а ищет только сократить опасные им и их вольности силы короля прусского, то ее императорское величество сие великодушное намерение и самым делом докажет, ибо ежели удастся королевскую Пруссию завоевать и покорить, то всю оную попрежнему возвратит и отдаст Польше, которая притом, отнюдь ничего не отваживая, приобретет великое расширение и будет иметь собственные к коммерции способные города и пристани.

Что еще более к достижению сих намереней в действо употребить, к тому всеми случающимися обстоятельствами пользоваться.

А впротчем, хотя наперед ни предвидеть, ни ручаться невозможно, получат ли все сии меры такой успех, какого желается, то однако ж всегда главное намерение к тому клониться имеет, чтоб, ослабя короля прусского, сделать его для здешней стороны не страшным и не заботным. Венской двор, возвращением ему Шлезии усиля, сделать союз его противу турок больше важным и действительным, одолжа Польшу доставлением ей королевской Пруссии во взаимство получить не токмо Курляндию, но и с польской стороны такое границ окружение, которым бы не токмо нынешние беспрестанные об них хлопоты и беспокойства пресеклись, но может быть и способ достался бы, коммерцию Балтийского моря с Черным соединить и чрез то почти всю левантскую коммерцию в здешних руках иметь.

Но понеже сие последнее имеет быть только увенчанием и награждением всех толь великих и важных предприятей, то о сем и не прежде упоминаемо быть имеет, как когда самым делом до того дойдет и когда всчинаемые 14 негоциации повод подадут, а здесь сие только для того полагается, дабы имея сие намерение в виду все поступки согласно тому учреждать можно было и потому для изготовления надлежащих инструкцей, отправляемым в Вену и Польшу и при других дворах находящимся здешним министрам, каким образом венской двор на войну против короля прусского склонять и Францию приласкивать, сообщить в Коллегию иностранных дел экстрактом из сего протокола, а какие изготовятся и в действо употреблены будут, в Конференцию имеют поданы быть копиями.

И понеже предложенной здесь план имеет служить правилом всех чинимых предприятей и поступков, то для получения на оной всевысочайшей ее императорского величества апробации, нужное представить ее величеству особливым из сего докладом, а по протчему исполнять.

Граф Алексей Бестужев-Рюмин. Г. Михаила Бестужев-Рюмин. Князь И. Трубецкой. Александр Бутурлин. Граф Михайла Воронцов. Князь Михаила Голицын. Степан Апраксин. Граф А. Шувалов. Граф П. Шувалов.

ЦГАДА, ф. 178, д. 1, лл. 75-78. Подлинник.


Комментарии

12. В дальнейшем учреждение будет именоваться «Конференция».

13. План поражения Пруссии был представлен на утверждение Елизаветы 30 Марта 1756 г. (протокол конференции № 8). Пункты плана полностью соответствуют перечисленным ниже, поэтому документ от 30 марта не публикуется.

14. Начинаемые.