Главная   А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Э  Ю  Я  Документы
Реклама:

№ 23

В 22 де[нь] июня 1745, пред полуднем, в Петергофе при докладе у Ея Императорскаго Величества о делах происходило.

1. Соизволила Ее Императорское Величество слушать перевод с грамоты короля шведскаго отрицателной от всякой претензии на обещанный отсюду в 1743-м году четыреста тысяч рублев, которая грамота по здешнему требованию для подачи прислана уже к послу шведскому барону Цедеркрейцу, и

2. Для размены на оную с ним, послом, от Ея Императорскаго Величества к помянутому королю изготовленную грамоту, чрез которую по причине заключаемаго ныне с[о] Швециею союза для вспоможения ко исполнению онаго Швеции четыреста тысяч рублев в четыре года выдать обещается.

И оную грамоту Ее Императорское Величество, выслушав, подписать соизволила.

По всеподданнейшему же при том докладу, соизволено ль будет о приготовлении оных денег к выдаче на постановленныя сроки ныне указ Сенату заблаговременно дать, соизволила повелеть такой указ изготовить.

3. Також слушать и подписать соизволила полную мочь генералу-маиору Авраму Ганибалу, определенному к разграничению земель с[о] Швециею.

Причем доложено, что он, генерал-маиор, для сей коммисии кронштатского гарнизона секунд-маиора Валуева, доволно зная искуство его в инженерстве и лутче иных полагая на него надежду, требует. Но оной Валуев в команде у генерала-маиора Фермера 1 ныне обретается.

И Ее Императорское Величество всемилостивейше соизволила указать его по такому требованию к нему, Ганибалу, отослать.

4. Докладывано, что поданной от голандскаго посла Дедие проект трактата о комерции из Коллегии Иностранных дел для разсмотрения отослан в Коммерц-коллегию. Но оная ответствовала, что о том еще от Сената указу требовать будет, а без того в разсмотрение онаго не вступает. И для того на всемилостивейшую апробацию указ оной Коммерц-коллегии изготовлен, чтоб оная такое разсмотрение учинила и мнение свое в Коллегию Иностранных дел сообщила.

И Ее Императорское Величество, выслушав, оной указ подписать соизволила. [145]

5. Слушать же и подписать соизволила указ Сенату о товарах зенгорских посланцов Ламыдаши с товарищи, чтоб оныя без пошлин с ними отпустить, и о постановлении впредь для таких случаев определения.

6. Указ же Сенату о учреждении чина надворных советников в ранге подполковничье[м], дабы ассессоры колежския по порядку в тот чин, а потом уже в советники коллежския произвожены были.

7. Указ же Коллегии Иностранных дел об отправлении из Москвы персиянина Хусеин-хана с его свитою на житье в Казань со определением ему на содержание по три рубли на день и о присмотрах за ним. Причем Ее Императорское Величество соизволила указать в дополнение из коллегии в указе х казанскому губернатору написать, чтоб за оными персиянами и того смотрели, дабы они российских женска полу людей к себе не захватывали и в свой бусурманской закон не приневоливали 2.

8. Слушать же и подписать соизволила указ к генералу-лейтнанту и казанскому губернатору Загряскому 3 о выдаче обретающимся тамо подполковнику Туркелю и маиору Ликевичу по тысяче, да четырем прапорщикам по пятисот рублев вместо не полученных ими от полков по прежним их чинам жалованных и других надлежащих им денег, и в награждение за службу их, и чтоб они тамо еще до времени при прежнем определении остались и о ползовании болезней маиора Ликевича тамошними лекарями.

И при том Ее Императорское Величество во всемилостивейшем разсуждении, что, как слышно, у помянутаго маиора Ликевича жена глазами весма болна, соизволила указать туда отписать, чтоб ей, буде не вовсе глаза повреждены, присоветовано было на руке апехтуру поставить, яко обыкновенно от того болным глазам облехчение бывает.

9. Подписать соизволила указ Сенату о пожаловании унтер-библиотекаря академическаго Тауберта чином коллежскаго ассессора.

10. Поднесен был вновь изготовленной указ Сенату о калмыцкой Дундук-омбиной ханше с четырмя ея сыновьями, чтоб им для восприятия святого крещения именоватся князьями прозванием Дундуковы.

Но Ее Императорское Величество всемилостивейше соизволила указать оной указ еще переправить и во оной внесть, чтоб и дочерям ее, ханшиным, для восприятаго ж крещения имяноватся княжнами.

А при том же поднесенныя

11. Указ генералу-фелтмаршалу принцу Гессен-Гомбургскому о определении сына оной же ханши князь Алексея Дундукова для обучения в кадетской корпус, и [146]

12. Указ же Статс-канторе о даче оному сверх обыкновенного в кадетском корпусе содержания против другова ево брата жалованья по сту по дватцати рублев на год. соизволила Ее Императорское Величество, выслушав, подписать.

13. Поднесено было на всемилостивейшую апробацию изготовленное именем Его Императорскаго Высочества государя Великаго князя на немецком языке писмо х камергеру Корфу в Киль, дабы он при нынешнем Его Высочества в тамошнее наследственное правителство вступлении всего того наблюдал, еже к наилутчей ползе Его Высочества интерессов касатся может. И при том всеподданнейше представлено, что отправление сего писма для того запотребно разсуждается, чтоб он, Корф, и от Его Императорскаго Высочества, собственно таким повелением снабден будучи, способнее в тамошния дела вступать и престережение оных иметь мог.

И Ее Императорское Величество, перевод онаго писма выслушав и всемилостивейше апробуя оное, однако ж, поднесением Его Императорскому Высочеству к подписанию обождать соизволила указать, покамест наперед сама Ее Императорское Величество о том Его Высочеству говорить изволит, что такое писмо отправить надобно.

14. При том же Ее Императорское Величество, в разсуждении каких-либо могущих быть неугодностей и толкованей о нынешнем Его Императорскаго Высочества в правителство голштинское вступлении, подтвердително соизволила указать корреспонденцию Ее Светлости принцессы Цербстской секретно открывать и разсматривать, и, буде что предосудителное найдется, то и оригиналныя писма удерживать.

15. Докладывано, что аглинской посол Гиндфорт чрез писмо свое 18-го сего месяца именем всех послов и министров четырех союзных держав о назначении им времени для конференции у канцлера и вице-канцлера требовал.

И Ее Императорское Величество разсуждать изволила, что они, чаятелно, сами свой грубой поступок ныне не похвалят, но надобно бы им за то добрым маниром возчувствовавть дать.

16. Донесено для известия, что баварской министр барон Нейгауз повара своего, в смертном убивстве виноватаго, действително уже выдал. И оной из Коллегии Иностранных дел к надлежащему изследованию в Москву отправляется. Причем Ее Императорское Величество еще всемилостивейше подтвердить соизволила, чтоб оному повару по изследовании без докладу Ее Императорскому Величеству эксекуции не учинили. На что всеподданнейше донесено, что о том уже в Москву имянно писано было.

17. Докладывано по поданной от шведскаго министра графа Барка в 19 де[нь] сего месяца промемории, которою он требует о позволении в покупке и вывозе [147] из Ревеля с платежей обыкновенной пошлины в Швецию на королевской полк гвардии двух тысяч сырых неделаных воловых кож, которых вывоз указами запрещен.

Но Ее Императорское Величество в разсуждении, что когда такое запрещение установлено, то и нарушать онаго не надобно, на отпуск таких кож не соизволила для того, что по сему образцу и другие государи будут просить, которым отказать уже будет невозможно.

18. По выслушивании приложенной под сим записки о калмыцком наместнике ханства, как слышно вновь, что оной с калмыками в Персию или на Кубань уйтить хочет, и что за имеющимися у него с астраханским губернатором тайным советником Татищевым ссорами необходимо потребно его губернатора переменить скорее, соизволила Ее Императорское Величество объявить, что сия перемена уже постановлена, чтоб оную после наступающаго торжества учинить.

19. Донесено о полученном известии из Персии чрез отправленнаго туда прошедшею весною под имянем дворянина посолства секретаря Федора Сенюкова о резиденте Братищеве 4, что оной, по-видимому, едва ли не весь шаховой стороне преданным находится, понеже о шаховых намерениях, будто к неприятелству [148] против России, что он сюда писал, то напрасно, и что он с Хулефою и другими персиянами крайнюю дружбу имеет, то по приезде Сенюкова к шахову двору старался от него утаить и, нарочно ему безумным себя показывал, бранил ево, Сенюкова, и других, и дратся хотел, якобы поврежденной в уме. А, в самом деле, его обманывал. Еже Сенюков при таком его притворстве, вышед от него из полатки, сам тайно усмотрел, что он, Братищев, не так уже сумозбродно, но порядочно и тихо с толмачом своим разговаривал, как о том обстоятелнее в доношении Сенюкова показано.

И Ее Императорское Величество соизволила указать оное доношение к себе прислать 5.

20. При том докладывано, что по таким причинам необходимо надобно Братищева оттуду отозвать. Но, дабы он не ушол куда, то невозможно инако сего учинить, как по прибытии туда здешняго посла, которой тамо его в свои руки взять и сюда выслать может. А между тем его, Братищева, не подавая ему здешняго подозрения знать, оставить тамо потребно в спокойном пребывании. И как для сего, так и для того, что шах неотменно здешняго посла видеть желает, лутче бы отправлением онаго не медлить. Чего ради не соизволено ль будет, чтоб он, посол, ныне хотя из Москвы выехал, а отправляемых с ним подарков, о которых пред сим для всемилостивейшей апробации Ее Императорскому Величеству роспись подана, в Астрахани обождал бы?

И Ее Императорское Величество на сие всемилостивейше соизволила, а о подарках объявить изволила, что по разсмотрении росписи, какия готовыя есть во дворце, отобрать, а иныя купить соизволит приказать.

При том о прошении онаго посла докладывано, о снабдении его верховыми лошадми для публичнаго въезду ко двору шахову, яко он, посол, своих лошадей не имеет и купить сыскать не может. И для того не соизволено ль будет ему три или четыре лошади хороших с дворцовой конюшни дать?

На что Ее Императорское Величество всемилостивейше соизволила.

21. Докладывано ж, что определенной чреззвычайным посланником в Швецию каммергер Пушкин, которому повелено туда прямо от города Архангелскаго водою ехать, пишет, что ему бы лутче, как для домашних нужд, так и для способнейшего проезду, ежели б всемилостивейше повелено было, сухим путем ехать. А при том и для всеподданнейшаго Ее Императорскому Величеству поклонения в Санкт-Петербург заехать желает.

И Ее Императорское Величество, всемилостивейше оставляя сие на его, Пушкина, волю, соизволила указать к нему о том отписать.

22. Докладывано ж о полученном с почты из Берлина [прошении] бывшаго здесь при дворе у принцессы Анны Брауншвейгской лакея, имянуемаго Стампеля, [149] которой, как предъявляет, из Риги безвинно за границу выслан и, будучи в крайней нужде и без пропитания с домашними своими, о допущении его сюда, ко двору, в прежнюю службу просит.

И Ее Императорское Величество, не соизволяя на принятие его в здешнюю службу, всемилостивейше изволила указать в Берлин к графу Чернышеву отписать, чтоб он ему на пропитание сто рублев выдал.

23. Еще докладывано, позволено ль будет при будущем торжестве для церемонии знатным персонам на пажей своих бархатные кафтаны употреблять?

Но Ее Императорское Величество на сие не соизволила, в разсуждении, что дворцовыя пажи бархатное платье имеют, и для отличности от оных потребно, чтоб знатных персон пажи суконное платье с богатыми уборами имели.

Граф Алексей Бестужев-Рюмин.
Граф Михайла Воронцов.

АВПРИ, ф. 2, оп. 2/6, д. 814, л. 147-154.


Комментарии

1. Фермор Вилим Вилимович (1702-1771), на русской службе с 1720 г., с декабря 1737 г. генерал-майор (РГАДА, ф. 286, oп. 1, д. 331, л. 84 об., 85).

2. Коллегия Иностранных дел, исполняя высочайшую волю, распорядилась о переводе Хусейн-хана из Москвы под Казань 4 июля 1745 г. Указ персидскому сановнику в Москве объявлен 12 июля 1745 г. в доме князя Василия Алексеевича Урусова, где персы жили с 23 мая 1745 г. (а прежде, с 19 октября 1744 г., в особняке князя Якова Никитича Кропоткина). Документ зачитал секретарь Петр Матвеевич Чекалевский в присутствии главы московской конторы КИД статского советника Ивана Ивановича Топильского (АВПРИ, ф. 77, оп. 77/1, 1745, д. 16, л. 67, 89-91, 136-138 об., 234).

3. Загряжский Артемий Григорьевич, с 1741 г. губернатор в Казани.

4. Братищев Василий Федорович, студентом Коллегии Иностранных дел в 1734 г. отправлен в Персию, с 1742 г. переводчик и российский поверенный в делах, с 1743 г. российский резидент при персидском дворе. Отозван в Россию в 1747 г.

5. На полях отмечено: «Копия с того доношения поднесена была Ее Императорскому Величеству в 26 де[нь] сего ж июня в Царском селе».