Главная   А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Э  Ю  Я  Документы
Реклама:

СТОЛЕТИЕ СОБОРА АЛЕКСАНДРО-НЕВСКОЙ ЛАВРЫ

Тридцатого августа исполнится сто лет со дня освящения собора Животворящей Троицы, в Александро-Невском монастыре. Основание собора положено в 1716 году Петром Великим. В 1753 году собор был окончен, но вскоре замечена была трещина в стене, и через два года храм был разобран до фундамента, и щебень от него пошел на усыпку Невского проспекта. Екатерина II, в 1776 году, указом от 26-го февраля, повелела построить в Троицком Александро-Невском монастыре соборную церковь по проекту архитектора Старова, и 30-го августа 1778 года, архиепископ Гавриил положил в основание Троицкого собора частицу мощей св. Андрея Первозванного в ковчежце и серебряную доску с следующею надписью: «Во имя Всемогущего и Всеблагого Бога Отца и Сына и Св. Духа созидаемому повелением благочестивейшие, державнейшие великие государыни императрицы Екатерины II храму в Высочайшем его императорского высочества благоверного государя и великого князя наследника всероссийского Павла Петровича и супруги его благоверной государыни великой княгини Марии Феодоровны присутствии и при благоверном государе и великом князе Александре Павловиче положися основание в лето от воплощения Сына Божие 1778. Благополучного ее императорского величества царствования в 17 год, августа 30-й день, при архиепископе новгородском и с.-петербургском Гаврииле в Александро-Невском монастыре».

Строение собора начато с мая 1779 г., а окончено через одиннадцать лет. Накануне дня освещения, в четверг 29 августа [401] 1790 года, «по неисчетному к вере закона христианского благоговению и по усердным к угоднику Божию молитвам» императрица послала в дар храму с генерал-маиором П. И. Турчаниновым богато сделанные золотые, украшенные бриллиантами, церковные сосуды и потир золотой, сканной работы, украшенный финифтяными изображениями, при нем дискос, звездица, два блюдца, лжица и два копья; в потире и его принадлежностях весу 8 фунтов и 24 золотника; сосуд золотой весит 16 фунтов 56 золотников. Преосвященный Гавриил внес эти сосуды в новую церковь и поставил посреди храма на изготовленный к освящению престол, покрыв их пеленою. Вечером, в тот же день, митрополит Гавриил, вместе с высшим духовенством, совершал в новом соборе надлежащую службу, а затем, в сослужении всей монашеской братии и хора певчих, при [402] колокольном звоне, отправился в старую каменную верхнюю церковь, где тогда совершалось всенощное бдение при многочисленном стечении всякого состояния людей. Когда запели «Слава в вышних Богу» мощи святого Александра Невского были подняты преосвященным и прочими духовными лицами, а по окончании всенощной службы перенесены в нижнюю церковь и поставлены посреди нее, под балдахином, сделанным из золотого глазета с серебряными на шнурах кистями.

Рака, в которой почивает св. Александр Невский, сделана в 1752 году императрицею Елисаветою Петровною. Государыня принесла в дар угоднику все серебро, добытое в ее царствование из Колыванских заводов, и приказала сделать из него, кроме раки, пирамиду и украшения, представляющие трофеи воинских доспехов, и канделябры; всего чистого серебра на эти украшения пошло 86 пудов и 30 фунтов.

По сторонам раки в барельефах изображены важнейшие дела Александра Невского и помещена следующая надпись, сочиненная Ломоносовым: «Богу всемогущему и Его угоднику, Благоверному и Великому князю Александру Невскому, Россов усердному защитнику, презревшему прещение мучителя, тварь боготворить повелевшего, укротившему варварства на востоке, низложившему зависть на западе, по земном княжении в вечное царство переселенному в лето 1263, усердием Петра Великого, на место древних и новых побед перенесенному 1724 года. Державнейшая Елисавета отеческого ко святым почитания подражательница, к нему благочестием усердствуя, сию мужества и святости его делами украшенную раку, из первообретенного, при ее благословенной державе, сребра сооружить благоволила, в лето 1750».

На самой раке виднеется следующее стихотворение Ломоносова:

«Святый и храбрый князь здесь телом почивает;
Но духом от небес на град сей призирает,
И на брега, где он противных побеждал,
И где невидимо Петру споспешствовал.
Являя дщерь его усердие святое —
Сему защитнику воздвигла раку в честь
От первого сребра, что недро ей земное
Открыло, как на трон благоволила сесть.

Лета Господня 1750, государствования своего 9, августа 30, в Санктпетербурге».

В торжественные дни пред св. мощами ставится драгоценная лампада (веса в ней золота 6 фунтов и 57 золотников) с кистью, снизанною из бурмитских зерен и сквозных бриллиантов. Лампада принесена в дар Екатериною II (24 августа 1791 г.). [403]

Собор был освящен с торжеством небывалым до того времени. В день освящения, в 8 часов утра, из церкви Рождества, именуемой «Казанской» и от церкви Владимирской Божией Матери следовал в Александро-Невский монастырь крестный ход, при котором находились младшие кавалеры ордена св. Александра Невского: сенатор А. Л. Щербачев и адмирал П. И. Пущин. В 10-м часу утра кавалеры ордена св. Александра Невского во всем орденском уборе и прочие знатные обоего пола персоны, дамы в русском, кавалеры в обыкновенном цветном платье, собрались в Зимнем дворце. В исходе 10-го часа, императрица вышла с августейшим семейством, в малой короне и в уборе гроссмейстерского ордена. Шествие в монастырь было в следующим порядке: в первой карете цугом ехали церемониймейстер и обер-церемониймейстер с их знаками. Во второй карете следовали двое дежурных кавалеров; затем в следующих четырех ехали камер-юнкеры. За ними в шести каретах камергеры; далее в трех кавалеры ордена, имеющие придворные чины: граф А. А. Безбородко, И. П. Елагин, князь П. А. Голицын, граф Н. Орлов, обер-шенк А. А. Нарышкин и обер-камергер И. И. Шувалов. За ними следовали 24 лейб-гусара с офицером и 8 ездовых конюхов с унтер-шталмейстером. После них ехала парадная осьмистекольная карета, в которой сидели императрица, государь цесаревич с великою княгинею. По сторонам кареты ехали верхами: по правую сторону шталмейстер В. М. Ребиндер, по левую с.-петербургский губернатор П. П. Коновницын, за ними дежурные камер-пажи, а позади их конвоировал эскадрон л.-гв. Конного полка с обнаженными палашами. В 16-й карете ехали великие князья; 17-я карета ее величества была пустая, запасная; 18-я карета была тоже пустая, запасная, их высочеств; перед последнею ехали верхами шесть ездовых гусар; в 19-й карете сидела статс-дама А. Н. Нарышкина. В 20-й, 21-й и 22-й сидели фрейлины. На запятках карет, кроме пустых, стояли по два лакея в богатой статс-ливрее.

По приближении кортежа к монастырю начался колокольный звон и в ворота, для встречи государыни, вышли в церковном облачении преосвященный Гавриил, митрополит новгородский, с знатным духовенством и кавалеры ордена, съехавшиеся пред тем в монастырь. Государыня с наследником подъехала к монастырю, у ворот вышла из экипажа и, приложась к кресту, направилась в монастырь, в нижнюю церковь, предшествуемая пышной свитою. Перед государыней шли кавалеры ордена попарно, младшие впереди, не надевая шляп. За ними следовали великие князья Александр и Константин Павловичи, затем наследник престола, далее гофмаршал князь Ив. Вас. Несвицкой с жезлом и за ним сама императрица. Шлейф мантии [404] государыни несли шесть камергеров, а конец середины поддерживал Е. А. Чертков; по обеим сторонам императрицы шли тридцать кавалергардов в богатом уборе, под предводительством кавалергардского корнета, генерал-маиора П. А. Зубова. За государынею следовала великая княгиня, потом шла статс-дама Нарышкина.

Во время высочайшего шествия в церковь, от стоящих в монастыре л.-гв. Измайловского и Конного полков отдана честь с музыкою на трубах, с литаврами и барабанным боем. По прибытии в нижнюю церковь начался молебен святому угоднику при колокольном звоне и пушечной пальбе в числе 101 выстрела, и последовало перенесение мощей в собор с продолжением молебного пения. В крестном ходе впереди несли хоругви, крест и евангелие, затем следовало все духовенство с хором придворных певчих. Духовник императрицы, И. И. Панфилов, нес великокняжескую шапку, а новгородского Юрьева монастыря архимандрит Ириней — жезл святого Александра Невского.

Кавалеры ордена несли мощи, а балдахин над ним несли кавалеры ордена св. равноапостольного князя Владимира третьей степени, за шнуры и кисти держали кавалеры того же ордена второй степени. За мощами следовала императрица с августейшим семейством. По внесении мощей в собор, они были поставлены посреди храма, а по окончании молебна перенесены к изготовленной пред тем за правым крилосом близь южных церковных дверей раке, в которую потом духовные и поставили гробницу с мощами.

После этого, началось освящение церкви. Во время хода вокруг церкви с крестами и антиминсом, императрица шествовала с кавалерами ордена, с кавалергардами по сторонам. По освящении церкви и по возглашении многолетия, вторично производилась пушечная пальба, затем началась литургия, которую совершал преосвященный Гавриил, а проповедь говорил Ириней. По окончании литургии, в третий раз была пушечная пальба, когда государыне приносили поздравления, при чем были жалованы к руке члены Св. Синода и прочее знатное духовенство.

По возвращении из церкви, императрица с августейшим семейством шествовала в архиерейский дом, где ей приносили поздравление кавалеры ордена; в это время, в саду, перед залом, играла музыка на трубах, с литаврами и барабанным боем. Затем государыня имела обеденый стол в архиерейском доме, на 27 кувертов. Их высочества кушали отдельно, в особой камере с членами Святейшего Синода на 38 кувертов. Во время стола пили за здоровье государыни, кавалеров ордена и их высочеств; во время питья производилась пальба из пушек л.-г. Преображенского полка, поставленных в саду, близь [405] архиерейского дома. Стол, за которым сидела императрица, был сервирован золотым сервизом в две перемены; стол, за которым обедали их высочества, сервирован серебряным парижским сервизом, тоже в две перемены.

Обед в верхней особой камере сопровождался итальянской инструментальной и вокальной музыкой, с хорами духовных концертов.

После стола, который кончился в 3-м часу пополудни, государыня, при колокольном звоне отбыла в Зимний дворец. В этот день, вечером, город был иллюминован.

Накануне освящения, государыня пожаловала митрополиту Гавриилу розовую панагию с изумрудами, и чтобы увековечить память усердия и трудов его, приказала ваятелю Козловскому сделать из белого мрамора барельефный поясной бюст Гавриила, в малом архиерейском облачении. Бюст этот поставлен, в нише, против мощей св. Александра Невского.

Собор со стенами и папертью имеет в длину 35 саж., в ширину 20 саж.; ширина купола 8 саж., высота храма с куполом 29 саж., высота колокольни 22 саж. На одной из колоколен замечателен колокол, весом в 800 пуд, вылитый в 1658 г., иждивением патриарха Никона, и перевезенный сюда из Иверского монастыря в 1724 году.

Иконостас в соборе из белого итальянского мрамора; вокруг образов красный сибирский порфир; нижний цоколь клиросов из синего итальянского мрамора. Иконы в иконостасе писаны лучшими художниками: направо от царских врат, икона Вознесения Христова, а налево — Вознесения Божией Матери, над иконостасом — лики Господа Саваофа писаны на меди профессором Акимовым; шесть икон на царских вратах писаны, также на меди, профессором Метенлейтером; над южными вратами — Спаситель Ван-Дика; над северными — Богоматерь с Предвечным Младенцем — кисти Гверчино. На правом клиросе средняя икона Богоматери с Предвечным Младенцем и верхняя — Спасителя, приемлющего поругание и на левом — Богоматери, а над нею — воскресения Лазаря, писаны художником Бассано.

В 1790 и 1794 годах, Екатерина пожертвовала на украшение храма множество картин, большею частию фламандской школы, — многие из них подлинники известных художников. Из оригинальных картин в алтаре замечательны на горнем месте: Благовещение, работы Рафаэля Менгса, Воскресение Христово, Рубенса, Снятие со креста, его же, Спаситель, Ван-Дика; затем есть картина Рембрандта и в алтаре перед жертвенником изображение Св. Троицы, работы Каррата. Из русских мастеров здесь имеются произведения кисти: Угрюмова, Дрождина, Бельского, Воинова, Мошкова и Уткина. В храме находятся картины из жизни св. [406] Александра Невского: вход князя во Псков, видение Пельгуя и Невская битва, работы грека Георгия Скливы.

Из икон, отличающихся богатством украшений и изяществом работы, замечательны: лаписовый образ «Моление о чаше», присланный от папы Пия VI в дар Екатерине II, все фигуры составляющие образ вылиты из чистого золота и положены на полированную дощечку лазурика; в золотой ризе его, осыпанной бриллиантами, вставлен превосходный изумрудный антик, представляющий св. Магдалину, а внизу другой перламутровый антик, изображающий победу Константина над Максентием. Затем, другой еще образ Рождества Богородицы, писанный сухими красками, в золотой раме, которая по углам обложена бриллиантами и изумрудами; на обороте этой иконы, на золотой дощечке вырезана надпись: «Сим святым образом Ее Импер. Велич. Благов. Госуд. Импер. Екатерина Алексеевна, Самодержица Всероссийская, соизволила благословить вселюбезнейшую свою, Богом избранную, дщерь, Ее Импер. Высоч. Благов. Госуд. Великую княгиню Наталию Алексеевну в день вожделеннейшего ее обручения. Лета Господня 1773 года, августа 16». При погребении великой княгини икона была отдана в лавру.

Большая серебряная люстра о 44 подсвечниках и четыре меньших люстры принесены в дар Екатериной II; в первой из них чистого серебра 12 пудов 25 фунтов. Царское место в соборе, с резными украшениями, гербом и короною; над царским местом — икона апостола Петра; на другой стороне, против левого клироса, икона св. великомученицы Екатерины. Прежде здесь, вместо икон, стояли портреты императора Петра и Екатерины, подареные императрицею в 1795 году; портрет императрицы был писан Левицким. Теперь под иконою св. Екатерины на бронзовой доске вырезана краткая летопись сооружения монастыря.

В ризнице собора, помимо вышеописанных золотых сосудов, имеются: один золотой, с крупным бурмитским жемчугом, подарок Елисаветы Алексеевны, другой от фельдмаршала князя Меншикова, весом в 4 фунта 54 золотн. Из митр, панагий и крестов замечательна панагие, присланная Александром I, она служила звездою Екатерине II, когда она возлагала на себя орден св. Андрея Первозванного. Ризница богата множеством драгоценных облачений. Из замечательных художественных вещей, имеющихся в храме, достойна внимания малахитовая сень, круглая, на колонах из малахита, с дорогими бронзовыми украшениями — перенесена она сюда в 1862 году из Таврического дворца, под нею помещается серебряная гробница для плащаницы, весом в 5 пуд. 20 фунтов. В числе ценных исторических вещей в соборе хранится покров на святые мощи, [407] сделанный в 1768 году императрицею, на котором по атласу написан образ св. Александра Невского, с знаком ордена его имени из бриллиантов и жемчуга. Лавра хранит также до шести напрестольных крестов, относящихся к XVII столетию, принадлежавших некогда боярским родам и старинным монастырям. В числе нескольких древних антиминсов, найденных в новгородских церквах, — здесь имеются самый древний XII века, и затем XIII, XIV и XV веков, — эти антиминсы выдаются в новоосвящаемые единоверческие церкви. Из панагий есть одна бриллиантовая, сделанная из Андреевской звезды Екатерины II; она подарена была императрицею в 1770 году митрополиту Гавриилу. Из наперсных крестов замечателен усыпаный алмазами и яхонтами с вензелем Елесаветы Петровны, и еще другой с бриллиантами, пожалованный митрополиту Серафиму.

Александро-Невский монастырь вначале был поставлен выше всех великороссийских монастырей, и архимандриту его Петру Смеличу, указом от 1725 г. велено быть первейшим в Российской империи архимандритом 1. Но при Анне Иоанновне по ходатайству духовника ее, Варлаама, первенство присвоено Троицкому Сергиеву монастырю, а Невский монастырь велено считать вторым. При составлении штатов в 1797 году, Невский монастырь постановлено считать третьим. Император Павел I, указом от 13-го декабря 1797 г., переименовал Александро-Невский монастырь в «Лавру». Настоятели лавры, с самого основания, имели особые преимущества: носили епископскую митру, на персях — андреевский крест, на черной шелковой мантии зеленые бархатные скрижали. На правой скрижали, под княжескою короною был вензель св. Александра Невского, а на левой, под императорскою короною имя Петра Великого, с нашитым на вензеле андреевским, из зеленого бархата, крестом.

День перенесения мощей св. Александра Невского празднуется 30-го августа. По преданию, Петр Великий сам на этом празднестве не был ни разу. В 1726 году был издан даже особый церемониал торжества. По этому церемониалу прибытие государыни в монастырь должно было сопровождаться пушечною пальбою, звоном и иллюминациею. При монастыре была партикулярная верфь, на которой было несколько пушек, пальбой из которых и сопровождались тогдашние торжества. Праздник в монастыре должен был кончаться обедом в покоях архимандрита. Существующий доныне крестный ход установлен Св. Синодом в 1748 году, по особому предложению императрицы Елисаветы. [408]

Вскоре после постройки собора, в 1797 году, было учреждено в монастыре ученое братство, члены которого обязаны были заниматься сочинениями, переводами и преподаванием наук в духовных училищах. При Невском монастыре еще при Петре Великом были учреждены школа, типография, библиотека, госпиталь для инвалидов и первое нотное пение.

Многие наши духовные витии, состоя на службе в этом монастыре, приобрели себе славу знаменитых проповедников. В лавре существовал прежде обычай говорить надгробные речи при погребении знатных особ. И здесь приобрели славу знаменитых проповедников следующие иерархи церкви: Анастасий Братановский, сказавший проповеди при погребении Бецкого и А. А. Нарышкина; Феофилакт Русанов — при погребении Мелиссино, Иннокентий — над гробом митрополита Антония, и Филарет московский при погребении графа А. С. Строгонова и графа П. В. Завадовского.

М. Пыляев.


Комментарии

1. См. «Ист. стат. сведен. С.-Петербургской епархии», т. VIII, стр. 494.

Текст воспроизведен по изданию: Столетие собора Александро-Невской лавры // Исторический вестник, № 8. 1890

© текст - Пыляев М. 1890
© сетевая версия - Strori. 2020
© OCR - Strori. 2020
© дизайн - Войтехович А. 2001
© Исторический вестник. 1890