ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ, НЕ УСЛЫШАННОЕ КОРОЛЁМ

Весной 1706 года, когда Карл XII преследовал Августа II в Саксонии, в Стокгольме вышла небольшая книга анонимного автора под названием «Описание положения границ, областей, городов, правления, власти, обычаев и других свойств России». Предполагают, что её автором был бывший секретарь канцлера Магнуса Делагарди Ёран Виксель.

Источниками его сочинения послужили западноевропейские описания России, авторами которых были Пётр Петрей, Адам Олеарий, Джон Перри, Николай Бергиус, а также анонимные немецкие сочинения начала столетия. Вполне возможно, что ему было известно также сочинение перебежчика Григория Котошихина, написанное им для Магнуса Делагарди. В целом работа Викселя не представляет особого интереса. Как справедливо заметил шведский исследователь Самюэль Бринг, «с точки зрения содержательности небольшая работа Викселя вряд ли представляет большой интерес для шведского читателя, поскольку она не основана на личных наблюдениях, а представляет собой компиляцию из нескольких иностранных сочинений, о чём, впрочем, автор сам сказал во введении».

Гораздо больший интерес представляет её политическая направленность. Автор описывал Россию как огромную страну, простирающуюся от Северного Ледовитого океана до Китая и обладающую неисчерпаемыми запасами природных ресурсов. Многое в этой стране представляется автору экзотическим: одежда, причёски, дома, обычаи, религия. Однако он не считал русских ни варварами, ни язычниками, а сравнивал их с европейскими народами. Он упомянул о попытках Петра модернизировать Россию, свободе вероисповедания, отмене запрета на поездки за границу, благодаря чему россияне начали ездить в Европу для изучения языков, навигации, военного дела.

Что касается военного дела, то Виксель писал, что в России оно имеет свои особенности. Он считает, что оборона России опирается не столько на систему пограничных крепостей, сколько на размеры территории. Малонаселённые и необжитые приграничные территории могут стать непреодолимой преградой на пути любого агрессора. События последних лет показали, что модернизация и перевооружение русской армии начали приносить свои плоды. Повысились её боеспособность и численность.

Автор полагал, что царь может поставить под ружьё более 400 тысяч человек. Правда, по мнению шведа, численное превосходство не всегда гарантирует победу, которой можно добиться и небольшими силами, если у солдат высокий боевой дух, а командиры думают не только о победе, но и о том, как избежать ненужных потерь. В качестве примера он привёл победу Карла XII под Нарвой в 1700 году, когда король с 8000 солдат разгромил 80-тысячную русскую армию, осаждавшую крепость. По мнению Викселя, эта победа могла бы принести больше успеха, если бы тогда король довёл борьбу с Россией до конца. Он пишет, что после того, как Карл XII вытеснил войска Августа II из Ливонии, у него не было необходимости вести свои войска в Литву и Польшу. Начав польскую кампанию, король дал русским соблазн и повод вторгнуться в Балтийские провинции Швеции. Этот раздел книги заканчивается так: «Что произойдёт в одном или другом месте, когда столкнутся враждебные силы и партии, покажет время».

Виксель считал, что война с Россией ещё не закончена, но предостерегал Карла XII от наступательной тактики. Он писал, что царь использовал полученную им передышку для того, чтобы модернизировать армию, и указывал, что на территории России шведская армия может столкнуться с такой опасностью, как тактика выжженной земли.

Книга Викселя по своему тону сильно отличалась от многих западноевропейских сочинений о России и представляла резкий контраст со шведской официальной пропагандой. Виксель не считал Россию и Швецию исконными врагами. Он писал, что традиционными неприятелями русских были турки и татары, а не шведы. Что же касается шведов, то с ними у русских, равно как и с поляками, часто случались вооружённые конфликты из-за спорных пограничных территорий, но их вражда не была аксиомой.

Неудивительно, что книга Викселя сразу была запрещена цензурой как непристойная и недостоверная. Весь тираж был конфискован прямо в типографии и передан на хранение в Государственный архив. Газета «Stockholmiske Post-Tidender» назвала её «наполненной немыслимым вздором и явной ложью». Книгу Викселя можно считать словом предостережения шведскому королю, но Карл XII не услышал его. Летом 1707 года он двинул свою армию в глубь России. Как отметил Монтескье, стратегические замыслы короля оказались ему не по силам, поскольку он «задумал сокрушить не государство в период упадка, а империю в период её рождения». Столкнувшись с тактикой выжженной земли, оказавшись на безлюдной и опустошённой территории, он был вынужден повернуть свою армию на Украину навстречу полтавской катастрофе.

Тем не менее в исторической перспективе Полтава была в большей степени не национальной, а личной катастрофой короля. Современный шведский историк Петер Энглунд отметил, что «одна из дорог, приведших к сегодняшнему богатству и преуспеванию Швеции, началась именно там, на равнине под Полтавой». По его мнению, Полтавская битва была для шведов катастрофой лишь с точки зрения краткосрочных последствий. В долгосрочном плане она принесла пользу. Развал империи нанёс удар по национальной гордости шведов, но избавил их от тяжёлого бремени военных расходов.

Геннадий КОВАЛЕНКО, кандидат исторических наук г. Великий Новгород

Текст воспроизведен по изданию: Предупреждение, не услышанное королем // Родина. № 11. 2007

© текст - Коваленко Г. 2007
© сетевая версия - Thietmar. 2020
© OCR - Николаева Е. В. 2020
© дизайн - Войтехович А. 2001
© Родина. 2007