СТАРИЦА МАВРА.

В Июльской книжке «Русского Архива» нынешнего года напечатана статья г-на Вейнберга под названием: «Очерки стародавнего местного быта. Полковник Голоскок», которую автор закончил словами: «Дальнейших сведений о ходе этого дела не сохранилось… об ней (Марье Сиверской) и об ее дочери нигде в последствии не упоминается». 1

Мне удалось в столбцах (№ 2.469) Приказного Стола Разряда, в Московском Архиве Министерства Юстиции, отыскать некоторые документы, имеющие отношение к любопытному делу Голоскока с Марьей Сиверскою.

Девятого Октября 1690 года в Разрядный Приказ поступило челобитье старицы Успенского Тобольского монастыря Мавры, в котором она писала:

«В прошлых годех было у меня судное дело в Разряде с Кондратьем Голоскоком в дочеришке моей, что он Кондратий Гаврилов сын Голоскок в Острогожском городе на улице, ухвати дочеришку мою Настьку от жива мужа, продал ее Григорию Ивановичу Косагову для блудного дела; а он Григорий учинил за то Кондратья Голоскока полковником. И в том деле Федька Шакловитой, норовя им, без указу, ухватя меня ночью и с дочеришкою моею Настькою, после суда сослал в ссылку в Тобольск, [178] и я о том подавала многие челобитные о свободе дочеришки своей. А ныне, государи, без вашего указу, хотят меня за напрасно и безвинно сослать в ссылку опять к дочеришке моей; а дочеришка моя Настька сослана от жива мужа и выдана замуж за другого неволею, а за кого она выдана, у того ее другого мужа на Москве первая жена жива». В заключение старица Мавра просит это дело снесть в один приказ с делом Голоскока.

Вследствие этого челобитья. Разряд потребовал из Стрелецкого Приказа сведения, когда и за что были сосланы Мавра и дочь ее в ссылку. В ответ Стрелецкий Приказ сообщил следующее.

В 1684 году в Марте месяце сделалось известно, что в Москве живет Черкасска Настасья, которая подговаривает стариц разных монастырей к побегу из монастырей и выдает их замуж. Когда пришли арестовать ее, при ней оказались еще две жонки иноземки ж. В распросе Настасья сказала, что она жена Ольшанского казака Романа Брызгалова; когда она, лет десять тому назад, была в гостях у сестры своей в Острогожске, в то время через Острогожск походом на Дон пришел думный дворянин Григорий Иванович Косагов, который, схватя ее, сослал в Карачевскую свою деревню и держал ее в той деревне без себя, а потом перевез ее в Курск и жил здесь с нею блудно; тем временем муж ее женился на другой. А между тем мать ее, Марья, била челом на Косагова в Иноземском Приказе, и после очной ставки Косагов принужден был выдать ее матери. После того они уехали в Харьковский уезд, в деревню Липицы, где жили своим домом; отсюда она с матерью ездила в Острогожск и здесь опять вышла замуж за казака Павла Тимофеева. С мужем и матерью они приехали в Москву для челобитья опять на Григорья Косагова, но в этом деле помирились. Муж ее вскоре после того бросил ее, уехал в Острогожск и там опять женился. После того она опять осталась с матерью в Москве, так как мать ее била челом на Кондратья Голоскока в покраже ее дочери. В Москве она с матерью жила, занимаясь работою по найму.

Тут-то и явилось неизвестно кем подстроенное обвинение их в подговоре монастырских стариц к побегам из монастырей. Быть может, мать с дочерью и были грешны в этом; но доказательств их участия в побегах стариц не открылось. Тем не менее мать и дочь, за многое их воровство, были посланы с Москвы в дальние Сибирские городы на вечное житье. Дела же Марьи [179] Сиверской с Кондратьем Голоскоком в Стрелецком и Иноземском Приказах вовсе не оказалось.

Старица Марфа снова тогда обратилась с челобитьем, чтобы Разряд потребовал из Стрелецкого Приказа подлинное дело ее с Голоскоком. В Разряде дали ей в руки другую память с предложением самой сходить в Стрелецкий Приказ; но заведывавший приказом боярин, князь Иван Борисович Троекуров той памяти у нее не принял, а сказал, что дела ее в Стрелецком Приказе никакого нет.

Когда старица Мавра донесла об ответе Троекурова в Разряд, там состоялось такое постановление: «199 г. (1691 г.) Марта в 11-й день. По указу великих государей, боярин Тихон Никитич Стрешнев с товарищи приказали из прежнего дела, каково было в Разряде с Кондратьем Голоскоком, к сему делу выписать, а о ссылке их из вышеписанной памяти, какова прислана из Стрелецкого Приказу и с челобитьем их о том, выписать к великим государем в доклад особо и поднести без мотчанья».

На этом и оканчиваются документы, касающиеся этого дела и хранящиеся в Архиве Министерства Юстиции. Все-таки они дают ясное понятие о том, что случилось с действующими лицами в период времени с 1684 по 1691 год. Нет сомнения, что мать и дочь из ссылки были возвращены, так как главного их врага, думного дьяка Шакловитого в это время не было в живых.

А. Востоков.


Комментарии

1. Л. Б. Вейнберг для своих очерков пользовался бумагами, сохранившимися в Воронежских архивах. П. Б.

Текст воспроизведен по изданию: Старица Мавра // Русский архив, № 10. 1887

© текст - Востоков А. 1887
© сетевая версия - Тhietmar. 2021
© OCR - Андреев-Попович И. 2021
© дизайн - Войтехович А. 2001
© Русский архив. 1887