Письмо Якова Васильевича Похвиснева к своему отцу, стольнику Василию Михайловичу Похвисневу.

Domestica facta.

В наших семейных архивах хранится не мало старинных актов и бумаг делового содержания (родословные, раздельные записи, купчие, межевые акты и т. и.), но в них редко попадаются семейные и частные письма, записки и другие документы, относящиеся к повседневной домашней жизни наших предков. Скудость письменных памятников этого рода из времен допетровских, и даже из петровской эпохи, объясняется отчасти тем, что наши прадеды, при своей малограмотности и при слабом развитии вообще тогдашних общественных отношении, были не охотники писать, и если прибегали к перу, то лишь в случаях крайней нужды. Не придавая особого значения своей частной переписке, они, конечно, не думали о ее сбережении, в противоположность той заботливости, с какою хранили деловые бумаги и акты, касающиеся личных или имущественных прав и отношений.

Помещаемое ниже письмо принадлежит именно к числу тех материалов, которые встречаются не часто между письменными памятниками старины. Оно писано в конце XVII или в начале XVIII столетия (как надо полагать, судя по другим, имеющимся в наших руках семейным бумагам) и следовательно относится к той эпохе, когда русское общество только что начинало перестроиваться на западно-европейский образец, и когда еще живы и крепки были стародавние нравы и обычаи.

Содержание письма самое простое, обыкновенное: это просьба сына к отцу о присылке ему денег, нужных при вступлении на службу, тема нескончаемо повторяющаяся в переписке детей с родителями, во все времена, прошедшие и настоящие. Тем не менее письмо это не лишено интереса для любителей старины. Оно интересно и по безъискуственной форме изложения, — форме, усвоенной нашими предками для письменных сношений и доныне употребляемой, в семейной переписке нашего простонародья (обращение, в начале письма, к каждому из членов семейства по имени и отчеству), и по своему внутреннему содержанию, которое, несмотря на краткость письма, живо свидетельствует [144] о патриархальности быта и крепости родственных связей между русскими людьми того времени.

Письмо писано на столбце, четким почерком, под титлами, без обозначения года и адресовано Брянского уезда, в село Полужье, вотчину Василия Михайловича Похвиснева, где он проживал тогда с своим многочисленным семейством. Село Полужье пожаловано ему в числе других земель Брянского и Кромского уездов, из поместья в вотчину, за Чигиринскую службу, как об этом свидетельствует жалованная грамота, данная Похвисневу 7193 (1685) г., апреля 11-го дня, от царей Иоанна и Петра Алексеевичей.

У Василия Михайловича Похвиснева было шесть сыновей и несколько дочерей; из ближайших его потомков упомянем о внуке его, Михаиле Семеновиче Похвисневе, который, в чине капитана гвардии Измайловского полка, принимал деятельное участие в перевороте 1762 года, и при воцарении Екатерины II, в числе других ее сторонников, был награжден званием камергера двора и тысячью душ крестьян. 1 Впоследствии он был первым почетным опекуном и затем сенатором в Москве; известен как ближайший и ревностный сотрудник знаменитого Бецкого в деле устройства московского воспитательного дома. 2М. П.

_______________________________________________

Первое или два первых слова первой строки оторваны: 3

«...ого милостивому милосердому моему государю батюшке Василию Михайловичу сын твой Яков, благословения прося, многократьно до лица земли челом бью:

«Здравъствуй государь мой батюшко, Василей Михайлович, смилостивою и смилосердою и благоразумною государынею моею матушкою Феклою Никитичъною и сгосударынею моею сестрицею Мавърою васильевъною и сгосударенею моею сестрицею со аксинею васильевъною и сгосударем смоим братцем Семеном восильевичем и сгосударем смоим брацем спетром восильевичем и солексеем восильевичем и свосипом восильевичем. Здравствуйте со всем своим праведном домом на множества лет. Пожалуй государь батюшко неизволь абмне пичалица и ты, государыня матушько, пожалуй неизволь абмне пичалица. До буди тебе, государь батюшько, ведомо и тебе, государыня матушъко, буди тебе ведомо: что нас сбратом (следующее слово нельзя разобрать, так как бумага в этом месте истлела) по смотьру полковника Ивана Матвеевича невыбралы и нас своя братья завочно (?) записали вбольшыя драгунны. Из [145] мололетьных выбрали и которые мололетьныя астались и тех домой отпустили до указу; а нам с большим дрогуном к жалованью пометели, чаю скоро похот будить; до прошу у тебя, государь батюшко, милости ты вить мне всево денег аставил петьнацать рублев, так мне пришьлось все на тета денги купить: две телеги, лошодь, комзоль, сопоги строй; ковтан купьлю серой служивой, вгрась таковской дорогою итить; так ты, государь батюшко, ни присылай мне телеги и лошоди. Пожалуй, государь батюшко, пришъли ты мне андрюшку Катена либо Федотьку до денег рублев пять или шесть. Пожалуй пришли а кагьда государь батюшъко неизволишь ты мне прислать человека до денег, так мне пришлось всо на тета деньги купить и телеги и лошоть, счем мне но службу итить, денег небольшой останица; так ты, государь батюшко, пожалуй пришьли. Се я, государь батюшко, человек младой, се я несмыслен, впервой но службу, как мне с однем человеком итить? Пожалуй пришли, самь ты, государь батюшко, изволиш подумать; пожалуй пришли непомешков, обсветой недели, когьда мы пойдем в Польщу, так я однова человека и поворочу из дороги. Пожалуй государь батюшко пришли человека до денег; ты, государь батюшько, сам изволишь служивою нужду знать. Се государь батюшко ни такие службы стали — нужные. До прошу у тебя милости, государыня матушко Фекла никитечна, не оставь маево прошеня: пожалуй непокин Сергеевой жены и детей, — пожалуй дай хлебо ей золишком; до пожалуй государь батюшко и ты государыня матушко Фекла никитечна помолитеся обо мне Господевы Богу до всемилостевому Спасу до Николы чудотворцу до Козанской матери моей Пресветой Богородицы, пожалуй ты зо меня отпой малебен. За сем писавы сынишко твой Якушко Похвиснев благословения про ся до лица земли многократьно челом бью.

«...до буди тебе государь батюшко ведомо: воевоть высылают кмоскве изгородов; велено быть но их места отставным по городам воеводам будить смотьрь государев всмоленьску».

На свернутом столбце надпись: «вручить сию грамотьку государю моему батюшку, восилью михаловичу похвисневу, вдомя въево вселе вполужья писана ся грамотка мца марта».

Сообщ. М. Н. П.


Комментарии

1. См. Сборник Историч. Общества, т. VII, стр. 110, 112 и 114.

2. См. Энциклоп. Словарь Плюшара, т. XII, стр. 96. в статье: «Воспитательный Дом» и брошюру, изданную в С.-Петербурге под заглавием: «Питомцам С.-Петербургского Воспитательного Дома, в воспоминание столетнего его юбилея», стр. 44 и 45.

3. Печат. с правописанием подлин., но расставлены знаки препинания. М. П.

Текст воспроизведен по изданию: Письмо Якова Васильевича Похвиснева к своему отцу, стольнику Василию Михайловичу Похвисневу // Русская старина, № 5. 1875

© текст - М. Н. П. 1875
© сетевая версия - Тhietmar. 2017

© OCR - Андреев-Попович И. 2017
© дизайн - Войтехович А. 2001
© Русская старина. 1875