НЕИЗВЕСТНЫЙ УКАЗ ПЕТРА I

Фонд материалов по истории России конца XVII — начала XVIII в. пополнился любопытным документом. В расходной книге № 96 патриаршего Дворцового приказа 1 удалось обнаружить список неизвестного указа Петра I от 18 мая 1699 г., который характеризует финансовую политику русского правительства накануне Северной войны. Этот указ отменял жалованье духовенству на всей территории государства, исчислявшееся в 1699 г. в 15 866 рублях, тысячах четвертей хлеба, сотнях пудов соли и т. д. 2. Согласно указу, все эти средства переходили в пользу казны. Таким образом, политическое и экономическое наступление центральной власти на привилегии и доходы духовенства, выражавшееся как в крупных политических акциях (отмена Патриаршества и учреждение Синода), так и в мероприятиях, менее значительных по своему масштабу 3, имело свою историю, о чем наглядно свидетельствует найденный документ.

Материалы расходной книги № 96 посвящены пересмотру норм выплаты денежного жалованья — «руги» русскому духовенству сначала в сторону понижения, а затем ее полной отмены. Эти мероприятия были следствием затруднений, которые испытывало в тот период петровское правительство. Строился флот; сооружалась Азовская крепость и другие порты на Азовском море; едва наметилась возможность окончания войны е Турцией, как начались спешные приготовления к Северной войне. Все это требовало новых расходов, покрыть которые казна была не в состоянии.

При активном участии прибыльщика Курбатова был проведен ряд финансовых мер, способных удовлетворить расходы казны: указ Петра I о введении гербовой бумаги, представлявшей собой форму нового казенного налога, посадская реформа, которая централизовала управление городами и упорядочила налоговый сбор. Неоднократно обращался Петр и к доходам русской церкви. Осенью 1699 г. был издан указ о сборе печатных пошлин с грамот, наказов, купчих и других письменных документов духовенства и мирских людей 4. Однако примерно за год до этого указа стала готовиться более серьезная реформа, целью которой была ликвидация части доходов церкви в пользу государственной казны.

В конце 1698 г. из приказа Большого дворца был направлен указ воеводе в далекое Верхотурье о запрещении снабжать государственным жалованьем местное духовенство, имевшее вотчины, «для того, что они с крестьян хлеб и за продажный хлеб и скот деньги немалые себе собирают, а где те деньги у них на какие расходы, того неведомо» 5. Указ предлагал воеводе использовать полученные средства на жалованье служилым людям. Видимо, эта мера оказалась эффективной, так как через полгода после этого Петр I вновь обращается к данному вопросу, но уже в масштабах Московского уезда. Затем сюжет находит свое дальнейшее развитие, и в сфере действия указанной политики Петра оказывается все государство.

В это время (май 1699 г.) Петр находился в Азове, куда он выехал из Москвы 19 февраля 1699 года 6. Большую часть времени он проводил на бастионах, верфях, кораблях, а по вечерам принимал корреспонденцию из Москвы и занимался рассмотрением государственных дел 7. В Азове он и издал свой именной указ (в приписке к нему сказано: «прислан из Азовского похода») 8. Об этом же говорят и начальные строки копии указа: «1699 г. мая в 18 день великий государь царь и великий князь Петр Алексеевич... слушав сей выписку, указал по именному своему великого государя указу...» 9. О какой же выписке, которую слушал царь, идет речь? Чтобы ответить на этот вопрос, обратимся к содержанию расходной книги № 96. Ее первая часть [202] (до л. 193) представляет собой записи сведений о жалованье денежном и хлебном и о «суконной даче», выплачиваемым из приказов Большой казны, Большого дворца и Казенного приказа духовенству Москвы и Московского уезда. Листы 193-194 об. посвящены изложению указа Петра I (также от 18 мая 1699 г.) о пересмотре этих норм оклада московского духовенства в сторону их понижения. Эта часть книги под заголовком «Ружная розметная книга» вместе с указом Петра относительно пересмотра норм жалованья московскому духовенству напечатана в сборнике «Материалы для истории, археологии и статистики города Москвы» 10. Листы 197-354 составляют вторую часть книги, содержащую сведения о нормах оклада русского духовенства в других городах и уездах Русского государства. Листы 354-355 об. посвящены изложению указа, о котором И. И. Забелин написал в конце своей публикации: «Стр. 354-355 снова упомянутый указ 207 г. (1699 г.) мая 18 дня» 11. Действительно, копия указа, приведенная на лл. 354-355 об., во многом напоминает копию указа с лл. 193-194 об. Обе они датированы одним числом и посвящены одинаковым проблемам. Однако, если внимательно вчитаться в тексты указов, видно, что указ с лл. 354-355 об. посвящен вопросам общегосударственной реформы 12, между тем как указ, приведенный выше, затрагивает лишь Московский уезд. Все статьи «второго» указа относятся к новому сюжету, и текст его во многом отличается от текста «первого» указа. Кроме уже отмеченной разницы в масштабах действия указов, последний указ более детально определяет различного рода прибыльные статьи, лишающие духовенство возможности получать жалованье, точно указывает состав лиц, подпадающих под действие реформы (чего нет в «первом» указе), раскрывает мероприятия по проведению реформы, связанные с действием вновь созданных городских учреждений. Следовательно, перед нами два разных указа Петра, написанных в один день.

Что касается пересмотренных статей денежного жалованья «городовому» духовенству в соответствии с новым «всероссийским» указом от 18 мая, то следов их в книге нет, хотя некоторые положения указа позволяют говорить, что такая книга была составлена и передана Петру 13.

Книга № 96 датируется серединой 1700 г. (ее последняя часть была составлена в июле, как о том говорит запись на л. 361). Следовательно, и копию указа можно датировать также июнем — июлем 1700 года. Из текста указа видно, что Петр решил изменить прежние порядки и отменить жалованье духовенству, имевшему другие статьи дохода: вотчины, торговые и промысловые статьи и да. В связи с этими обстоятельствами указ и попал в расходную книгу. Книга оказалась в фондах патриаршего Дворцового приказа, так как реформа затрагивала в значительной мере духовенство патриаршей области.

О чем же говорит список текста петровского указа? Указ строго-настрого предписывает не давать более представителям духовенства «во всех городех и уездех, за которыми жилые вотчины или пустые земли, и рыбные ловли, и перевозы, и мостовщины, и мельницы, и лавки и иные какие прибыльные доходы или приходцкие дворы есть», денежное и хлебное жалованье и другие единовременные денежные и натуральные пожалования и «довольствоватца им вместо руги вотчинами и всякими вышеписанными доходы. А праздничные и молебенные, понахидные и милостинные деньги указал великий государь давать на окуп пленным людям» 14. Жалованье сохранялось лишь за теми, кто не имел отмеченных в указе доходов. Указ подчеркивает необходимость самым строгим образом «имать скаски за руками с подкреплением» 15 о наличии прибыльных статей, которые исключали бы получение денежного и хлебного жалованья. Главная забота Петра состояла в том, «чтоб... на одну дачу двойных дачь отнюдь [203] никому не было». «И того смотреть и беречь прилежно накрепко», — предупреждает указ 16. Он предусматривал значительную экономию средств также за счет части служилых чинов при дворах иерархов церкви и монастырской братии (не имевших иных доходов, кроме жалованья), которые лишались государственного пособия и теперь должны были снабжаться из доходов казны своих патронов.

Важным следует считать и положение указа о высылке из богаделен всех нищих, имевших возможность по состоянию здоровья и возрасту работать. Их было приказано «за крепким бережением присылать к Москве для отсылки на вечное житье в работу в Азов и в ыные заваеванные города» 17. В конце указа предписывалось немедленно составить на 1700 г. новые книги, где были бы пересмотрены все нормы оклада жалованья духовенству, и отдать их «в полату к бурмистром», должность которых была учреждена за полгода до этих событий: «А справясь с всем подлинно, чтоб впредь отнюдь ни в чем спору не было, зделать окладную ружную книгу вновь и к предыдущему 208-му году отослать не замотчав для дачь в полату к бурмистром» 18. Предписание о составлении новой окладной книги-формуляра указывает на то, что указ носил не случайный, одногодичный характер, а имел значение и для последующих лет.

Изучение указа поможет исследователям раскрыть одну из сторон финансовой политики Петра I в отношении русского духовенства. Очевидно, что такая мера, как отмена жалованья духовенству, стояла в тесной связи с укреплением завоеванных городов в Приазовье и подготовкой к Северной войне и была предопределена некоторыми другими ранее осуществленными законодательными мероприятиями. Указ говорит об отношениях между царской властью и русской церковью, которую Петр окончательно подчинил своему политическому господству. Это был новый шаг в наступлении на привилегии и доходы церкви. Указ и последующая за ним книга пересмотра жалованья московскому духовенству интересны и в том отношении, что они раскрывают борьбу духовенства за свои привилегии и доходы. Церковные иерархи всеми силами пытались ослабить результаты ревизии. Не случайно статьи последней полны жалоб на «скудость», недостаток крестьянских дворов, сокращение торговли и т. д. Очевидно, эта скрытая борьба имела место по всему государству. Предчувствуя подобную реакцию, Петр строго наказывает вести дело «не замотчав» 19. Наконец, из указа мы узнаем о первых шагах только что учрежденной Бурмистерской палаты и бургомистров, которые взяли в свои руки проведение реформы и распоряжение бывшими доходами духовенства.

Необходимо помнить, что указанная реформа в конечном итоге проводилась за счет феодально-зависимого населения, на плечи которого падала отныне вся тяжесть содержания духовенства.

А. Н. Сахаров


Комментарии

1. Центральный государственный архив древних актов (ЦГАДА), ф. 236, оп. 5.

2. Действие указа распространялось на 99 крупных русских городов с уездами (ЦГАДА, ф. 236, оп. 5, кн. 96).

3. Например, приказ о снятии колоколов с церквей и переплавке их на пушки или носившие принудительный характер вспоможения духовенства на нужды русской армии.

4. «Полное собрание законов» (ПСЗ). Т. 3, № 1711, стр. 656.

5. Там же, № 1664, стр. 529.

6. М. М. Богословский. Петр I. Т. 3. Л. 1946, стр. 234.

7. См. Н. Устрялов. История царствования Петра Великого. Т. 3. СПБ. 1858, стр. 279.

8. ЦГАДА, ф. 236, оп. 5, кн. № 96, л. 361.

9. Там же, л. 354.

10. И. И. Забелин. Материалы для истории, археологии и статистики города Москвы. Т. II. М. 1891, стр. 423-546.

11. Там же.

12. Речь идет почти о всех наиболее крупных городах и уездах Русского государства.

13. См. текст: «А сколько чего и с кого порознь по подлинной выправке всей руги (жалованья. — А. С.) збавлено и в даче будет, и о том, учиня выписку в тетратях с перечень для подлинного ведома взнесть к нему великому государю» (ЦГАДА, ф. 236, оп. 5, кн. № 96, л. 355 об.).

14. ЦГАДА, ф. 236, оп. 5, кн. № 96, л. 354 об.

15. Там же, л. 354 об.

16. Там же.

17. Там же, л. 355 об. Вспомним, что забота о снабжении завоеванных городов рабочей силой и населением проходит красной нитью через многие петровские указы. Об этом, в частности, говорит указ от 7 июля 1699 г. о посылке колодников из мастеровых и посадских людей, не подлежащих смертной казни, на вечное житье в Азов с женами и детьми (ПСЗ, т. 3, № 1690, стр. 636),

18. ЦГАДА, ф. 236, оп. 5, кн. № 96, л. 355 об.

19. Там же.

Текст воспроизведен по изданию: Неизвестный указ Петра I // Вопросы истории, № 12. 1962

© текст - Сахаров А. Н. 1962
© сетевая версия - Тhietmar. 2019
© OCR - Николаева Е. В. 2019
© дизайн - Войтехович А. 2001
© Вопросы истории. 1962