№ 4. 1682-1683 гг. — Доклад Поместного приказа о количестве дворов на четверть живущей пашни

/л. 262/ В указе блаженные памяти великого государя царя и великого князя Михаила Федоровича всеа Русии самодержца и отца ево государева, блаженные-ж памяти великого государя святейшаго Филарета Никитича патриарха Московского и всеа Русии 139-го году за приписью дьяков Неупокоя Кокошкина, Василья Ключарева прежним валовым писцом за помещики и за вотчинники в живущие четверти класть.

В Болхове,

в Курску,

в Донкове,

в Рыльску,

в Ряску,

на Веневе,

в Белеве,

на Дедилове,

в Новасили,

на Лебедяни,

на Солове,

в Одоеве,

на Епифани,

на Осколе,

на Коломне,

в Кромах,

на Ельце,

в Оболенску,

на Черни,

в Серпухове,

в Боровску,

на Кошире,

в Олексине

на Туле,

в Тарусе,

на Резани,

в Суздале,

в Ярославце,

в Володимере,

в Юрьеве Польском,

в Колуге,

в Муроме,

в Гороховце,

в Луху,

на Балахне,

в Ярославле,

в Касимове,

в Шуе,

в Пошехонье,

на Кинешме,

на Романове,

в Галиче,

/л. 262 об./ на Костроме,

в Ростове,

 

на Вологде,

в Путивле,

 

во Мценску,

на Воронеже,

 

всего в 48 городех за помещики и за вотчинники по 8 дворов крестьянских, по 4 двора бобыльских, всего по 12 дворов в четверть, а в патриарших и в митрополичьих и в монастырских вотчинах по 6 дворов крестьянских, по 3 двора бобыльских, всего по 9 дворов в четверть. [394]

В Зубцове,

в Вязьме,

в Торш[к]у,

в Козельску,

на Углече,

в Бежецком Верху,

во Твери,

на Волоку,

в Масальску,

во Брянску,

в Лихвиие,

в Воротынску,

в Перемышле,

в Карачеве,

на Луках,

в Торопце,

в Холму,

во Ржеве Пустой,

всего во 18 городех за помещики и за вотчинники по 12 дворов крестьянских, по 8 дворов бобыльских, всего по 20 дворов в четверть; а в патриарших, и в митрополичьих и в монастырских вотчинах по 9 дворов крестьянских, /л. 263/ по 6 дворов бобыльских всего по 15 дворов четверть.

А где за помещики и за вотчинники живут торговые и мастеровые люди и белопашцы, и их велено класть в живущую пашню з бобыльскими дворы равно, а где крестьянских дворов не достанет, и тут положить за один двор крестьянской по 2 двора бобыльских.

В писцовых книгах написано.

В Московском уезде, в Верее, в Можайску, в Старице кладено в живущую четверть по указу блаженные памяти великих государей и по памятям ис Помесного приказу 134-го, и 135-го, и 136-го, и 137-го году против первой статьи — за помещики и за вотчинники по 12 дворов крестьянских, по 8 дворов бобыльских, всего по 20 дворов, а в патриарших и во властелинских и в монастырских вотчинах по 9 дворов крестьянских, по 6 дворов бобыльских, всего по 15 дворов.

В Нижегороцких писцовых книгах написано: по указу блаженные памяти великих /л. 263 об./ государей 133-го и 134-го году за помещики и за вотчинники на живущую четь пашни добрые земли положено по 2 двора крестьянских, по 2 двора бобыльских, а в монастырских вотчинах крестьянских и бобыльских по 3 двора. А в Арзамасе в живущую четь кладено против Нижняго.

В указе блаженные памяти великого государя царя и великаго князя Михаила Феодоровича всеа Русии самодержца и отца ево государева блаженные-ж памяти великого государя святейшаго Филарета Никитича патриарха Московского и всеа Русии 140-го году написано. За которыми людьми помесья и вотчины на Алатаре и на Курмыше, и за алтарскими и [395] курмышскими помещики и вотчинники всяких чинов за людьми перед Резанскими городы положено с убавкою на живущую четь пашни добрые земли по 5 дворов крестьянских, по 3 двора бобыльских, всего по 8 дворов, а за монастыри по 4 двора крестьянских, по 2 двора бобыльских, всего по 6 дворов.

И во 140-м же году по указу блаженные памяти великого государя в Нижегороцком уезде /л. 264/ за помещики и за вотчинники в живущем велено положить против Курмыша и Алатаря.

Да во 160-м году блаженные памяти великий государь ... [т.]. слушав выписки указал, и бояря приговорили — в Мещерском уезде за помещики и за вотчинники положить на живущую пашню по 5 дворов крестьянских, по 3 двора бобыльских, всего по 8 дворов, а за монастыри по 4 двора крестьянских, по 2 двора бобыльских, всего по 6 дворов в четь. А где за мещерскими помещики и вотчинники крестьян не достанет, и тут положить за 1 двор крестьянской по полутора двора бобыльских. А где за помещики и за вотчинники живут торговые и мастеровые люди и белопашцы, и их класть в живущую пашню з бобыльскими дворы равно.

А в живущую пашню клали писцы крестьянские дворы против указу, как в котором городе указано на четь крестьянских и бобыльских дворов класть, где жилые /л. 264 об./ крестьянские и бобыльские дворы по их письму объявились, хотя буде за помещики и за вотчинники четвертная и малая дача, а с пустых дач и з больших чети в живущее платежу не писали.

А в писцовых книгах в живущую четь за патриархом и за властьми и за монастыри, и за помещики и за вотчинники крестьянские и бобыльские дворы в тех вышеписанных городех кладено против указу блаженные памяти великих государей 137-го и 138-го и 139-го году, а где крестьянских дворов не достало, и тут положено за 1 двор крестьянской по 2 двора бобыльских, а в-ыных статьях тех же городов в писцовых книгах кладено не против того государева указу, больши и меньши, а для чего кладено не равно, того в тех писцовых книгах имянно не написано.

А в сошное письмо в Московском уезде и в городех четвертные пашни кладено в соху в живущем и в пусте за помещики и за вотчинники добрые земли по 800 чети, середние /л. 265/ [396] по 1000 чети, худые по 1200 чети, а за патриархом, и за властьми, и за монастыри кладено в соху в живущем и в пусте в соху добрые земли по 600 чети, середние по 700, а инде по 750 чети, худые по 800, а инде по 900 чети.

В старом наказе со 130-го году писцом было написано:

Церковных пашен, у которые церкви старых пашен чети на 10, или на 15, или на 20, а в сошное письмо не кладено, и тех пашен в сошное письмо не писать по старине. А у которые церкви пашни больши 20 чети, или которые церковные пашни исстари в сошное письмо не писаны, и писцом о тех пашнях писать к великому государю. А которые будут церкви стали после старых писцовых книг, а земель будет к тем церквам /л. 265 об./ нет, и писцом к тем церквам выделяти земли чети по 10, и по 15, и по 20 в поле, а в дву потому-ж, ис помесных ис порозжих земель, которые земли к тем церквам подошли блиска, а в сошное письмо тех церковных земель не класть. А в писцовых книгах церковные земли в сошное письмо и в живущие чети во многих городех не писаны, а в-ыных городех в сошное письмо и в живущие чети писаны, а по какому указу писаны, того в писцовых книгах подлинно не написано.

А в нынешнем во 192-м году великие государи ... [т.] и сестра их великая государыня ... [т.], слушав выписки ис прежних наказов, указали, и бояре приговорили: в наказы валовым писцом написать /л. 266/ в сошное письмо и в живущие чети класть, а по скольку в котором городе крестьянских и бобыльских дворов в живущую четь и в соху четвертные пашни писать, и церковные земли в живущие чети и в сошное письмо писать ли, того в том их великих государей указе и в боярском приговоре не написано.

И ныне крестьянских и бобыльских по скольку дворов в которых городех, и что в соху четвертные пашни за патриархом и за властьми, и за монастыри, и за помещики, и за вотчинники класть, и церковные земли в живущие чети и в сошное письмо писать ли великие государи ... [т.] что укажут?

ЦГАДА, ф. Поместного приказа, Приказные дела, кн. 5052/28 лл. 262-266.

Текст воспроизведен по изданию: Материалы Русского государства в конце XVII в. // Исторический архив, Том VII. М-Л. 1951

© текст - Веселовский С. Б. 1951
© сетевая версия - Тhietmar. 2009
© OCR - Коренев А. 2009
© дизайн - Войтехович А. 2001
© Исторический архив. 1951