Главная   А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Э  Ю  Я  Документы
Реклама:

ГЕНРИХ ВИЛЬГЕЛЬМ ЛУДОЛЬФ

РУССКАЯ ГРАММАТИКА

GRAMMATICA RUSSICA

ПРИЛОЖЕНИЕ <Г. В. Лудольф>

КРАТКИЕ СВЕДЕНИЯ ПО ЕСТЕСТВЕННОЙ ИСТОРИИ РОССИИ

Минералы.

Там есть три сорта соли: 1) вываренная на соляных варницах, из которых самые известные — Пермские в Сибири; 2) ископаемая, которая в большом количестве добывается из земли в области Уфа; 3) соль, образующаяся от солнечного зноя в озерах около Астрахани и в Сибири. Мне говорили, что возле Астрахани соль всплывает на поверхность озера, а в Сибири она добывается со дна.

Селитру и серу лучшего качества находят около Симбирска на Волге — недалеко от Казанского царства, но вывоз их в другие страны запрещен русскими, как и пороха, чтобы не снабжать соседей средствами войны.

Железные рудники имеются поблизости от Московской столицы и у границ Швеции возле Олонца.

Слюда (тальк) попадается в области торгового порта Архангела 1; у англичан по русскому употреблению она получила название «московского стекла».

Много хрусталя имеется в области Уфа.

На краю Сибири близь реки Енисей находят руду, которую приняли было по цвету и тяжести за золотую. Но опытные металлурги, посланные туда, установили, что этот металл легко испаряется на огне, они называли мне его сернистым золотом 2, полагая, что если бы кто-нибудь сумел его выплавить, то получил бы настоящее золото. Вероятно, эта руда в таком отношении к золоту, как германский висмут в отношении к серебру. Большинство считает этот висмут несовершенным серебром, так как он похож на серебро по цвету и звону, а попадается он в серебряных копях Курфюрста Саксонского.

Серебряных копей у русских нет, но они часто выкапывают в Сибири из могильников то серебро, которое погребено было там с покойниками.

Чрезвычайно любопытная вещь — Мамонтова кость, которую в Сибири выкапывают из земли. В народе ходят о ней фантастические рассказы. Говорят, что это кости животного, проводящего жизнь под землей и величиной превосходящего всех наземных животных. Эту кость применяют в медицине в тех же целях, что и так называемый «рог единорога». Кусочек мамонтовой кости подарил мне один из моих друзей, который, как он рассказывал, получил его от русского вельможи, вернувшегося из Сибири, — на мой взгляд, это настоящая слоновая кость. Более сведущие люди [623] говорили мне, что эта Мамонтова кость представляет собой зубы слонов. Надо полагать, что они были занесены туда во время всемирного потопа и в течение долгого времени все больше и больше покрывались землей.

Не менее важный предмет размышления представляет для естествоведов Адамово древо 3 (lignum adamiticum), которое добывают из недр земли (в некоторых местах) на пути к порту Архангела. Оно черноватого цвета, твердо, как камень, по форме и размещений) жил напоминает ветви дерева. По общему мнению, это окаменелое дерево. Если это так — и невозможно допустить, что кто-нибудь нарочно зарыл дерево в землю, — то необходимо предположить, что оно когда-то лежало или на поверхности земли, или на дне реки, и лишь постепенно заносилось землей, пока наросла над ним такая толстая кора земли. Рудбециус (Рюдбек) наблюдал это при изучении рунических памятников, он делал заключение о древности памятника по глубине нахождения его под землей и по цвету земли, в которой он найден. Он говорит, что цвет земли меняется в зависимости от глубины, и считает возможным с каждым цветом земного слоя и с каждой мерой глубины связать определенное число веков (меру их древности). Быть может, это нарастание земной коры происходит от опадающих и сгнивающих древесных листьев, или от дождевых и снеговых осадков, а может быть, и от оседания мельчайших пылинок, рассеянных в воздухе. Как бы то ни было, — едва ли можно будет определить, откуда получается непрестанное увеличение верхнего слоя земли, если не допустить, что существует углубление к центру земли или же что атомы эфира сливаются. Однако ученые натуралисты не допускают самозарождения материи, а с другой стороны, и религиозные люди не приписывают высшему Божеству ежедневного творения сызнова.

Растения.

Нет ничего удивительного в том, что на русской почве растительность развивается лучше, чем об этом думают. Русская почва богата селитрой, которая, надо полагать, содействует росту растений; по этой именно причине фрукты здесь не только созревают раньше, но некоторые из них приобретают лучшие качества, чем в странах, расположенных гораздо дальше к югу. Это относится не только к дыням, но и к яблокам. Тот сорт яблок, который у них называется Налива, услаждает не только вкус своей сладостью, но и взор чарует хрустальной прозрачностью. Тем же плодородием русской почвы надо объяснить и то, что здесь растут прямо на земле многие виды ягод, неизвестные в других странах. Таковы, например, Костяницы, ягоды черного цвета, на вкус вроде вишен, и косточки их похожи на вишневые, или Пияницы, прогоняющие хмель у пьяных, как они думают, далее, Брусницы, Клюква и Грозницы (два последние вида ягод есть также и в Ливонии), сварив с сахаром, их подают на стол к жареному мясу как подливку. Наиболее замечательна из растений — Коса-трава (falx herba), она, говорят, растет в Сибири, и о нее ломается железо, так что коса, коснувшись ее, рассыпается на мелкие куски. Люди, достойные доверия, побывавшие в Сибири, рассказывали мне это, и я был бы упрямцем, если б им не поверил. Однако я очень хорошо знаю, что к народной молве в России надо относиться с большой осторожностью. Так, рассказ о траве Баранец, имеющей будто бы вид барашка, покрытой шерстью и поедающей траву вокруг себя, — не соответствует истине, как я узнал от людей самых надежных. Эти люди, побывав в тех краях, где, по рассказам, растет эта трава, нигде не могли ее найти, но, по их словам, там, в некоторых частях [624] Татарии, есть овцы, у которых ягнята с такой мягкой и красиво вьющейся шерстью, что шкурки этих ягнят продаются как шкурки баранца, овцы-растения.

Славится еще в России целебный корень, растущий в Сибири, называемый Волчаной корень (lupina radix). Говорят, он имеет замечательную силу при заживлении ран. Мне говорили даже, что достаточно просто пожевать этот корень, чтобы какая угодно рана в любой части тела зажила. Впрочем, отстаивать этого я не буду.

Арбузы (некоторые называют их «астраханскими дынями») не так нежны на вкус, как дыни 4, но считаются более освежающими. Форма арбузов более округла, чем у дынь, и семена расположены не внутри, как в дыне или тыкве, а рассеяны повсюду в самой мякоти.

Астраханский перец — в красных стручках — превосходит другие сорта перца остротой и жгучестью. Зерна у него желтоватого цвета и не круглой, а вытянутой формы (наподобие гречи) 5.

Животные.

Обычнейшим в России насекомым является Таракан, вид точильщика, не летающий, обильно водится в деревянных домах, но вредным назвать его нельзя.

Из рыб замечательна Стерлядь, ее надо выделить среди русских лакомств. Голова и хвост у стерляди длинные, так что туловище едва больше половины всей ее длины; чешуи на ней нет, она покрыта кожей, как миноги. Дороже всего ценятся те, у которых желтая кожа на брюшке.

Сазан представляет разновидность нашего карпа. Сом с округлым, но более расплющенным вширь, чем вытянутым в длину телом, и выдающейся вперед пастью.

Белуга, известная в Венгрии под именем «гузони», ловится там в Дунае около Гоморры и привозится в Вену, отличается очень приятным на вкус мясом. Из икры этой рыбы изготовляется лучший Кавьяр (паюсная икра). Делают кавьяр также из икры осетра и щуки. Лучшую белугу поставляют в Москву с реки Камы, впадающей в Волгу и очень рыбной.

Я не встретил там ни одной птицы, какая неизвестна была бы в других странах. Коростель — это вид перепелки (вероятно, ortygometra).

В лесах России огромное множество той птицы, которую в других странах покупают за большие деньги для торжественных обедов, хотя она довольно обычна также в Швеции и Ливонии. Это Глухой тетер(ев) (Uro gallus), почти достигающий величины индюка (gallus africanus), Тетерь, по-немецки Birkhun, величиной в небольшую курицу, и Рябчик, по-немецки Haselhun, величиною с куропатку.

Дрохвa (Tarda, по-немецки Тгарре) водится в степях между Россией и Татарией.

Из четвероногих наиболее полезны в России те, меха которых защищают наши тела от жестокого холода, свойственного их климату. Милостивейший Создатель позаботился обеспечить нужды этого народа изобилием таких животных.

Лисицы у них — четырех видов: 1) обыкновенные, 2) с двумя крестообразно-пересекающимися темными полосами на спине, которые у немцев называются «крестовыми», 3) белые, меха которых там всего дешевле, 4) черные, меха которых [625] продаются по самой дорогой цене; мне говорили, что за одну шкуру черной лисицы платили 80 рублей или дукатов.

Росомаха, которую за жадность немцы называют Vielfrass (и по-латински Gulo, т. е. «обжора»), дает очень прочный мех на шубы.

Величайшую роскошь у русских представляют одежды из меха скифской или, верней, сибирской куницы, которую они называют Соболем. Цены на собольи меха очень разные: иная пара оценивается в три рубля, а иная продается за сто рублей. Чем темнее мех, тем он дороже; белые — очень редки.

В Даурской области — возле Китая — есть порода быков, называемая Бобули, хвост у них очень похож на конский, а под брюхом свисают длинные волосы. Рога у быков обычного вида, а у коров их нет.

Зубры (Uri) — или лесные быки — блуждают на просторе степей, которые раскинулись между Россией и татарским Крымом. Там же водится вид диких коз, называемых Заяки.

Выхухоль — это большая водяная мышь, издающая приятный запах. Ее шкурка придает приятный запах белью, если положить ее в платяной сундук.

Население.

Туземцы по большей части очень крепкого телосложения, переходящего у многих в незаурядную рослость и полноту. Такой комплекции надо приписать их плодовитость, наполняющую страну таким множеством, о какой по большей части и не подозревают. О количестве населения можно судить по бесчисленному войску, которое собирается в случае войны, когда по городам и селам идет набор воинов, сообразно количеству населения. В походе против Перекопских Татар — несколько лет тому назад — участвовало свыше 300 000 человек, как рассказывали мне самые достоверные лица, участники этого похода. Почти полгода у них длятся посты, во время которых народ питается очень нездоровой пищей — капустой и огурцами, даже не сваренными, а только просоленными, — и это указывает на значительную силу желудка, они подогревают его, впрочем, горелкой и чесноком, которые у них в большом употреблении. Вероятно, эти два средства помогают сохранению их здоровья, особенно чеснок, настолько же полезный для рассасывания желудочных слизей, насколько неприятный для обоняния, — что многими признано. Не замечал я у них и каких-либо эпидемических болезней, кроме обычной болезни северных стран, которая и среди остальных народов Европы известна под своим славянским названием — скорбута. Это, так сказать, болезнь хατ' έξωχήν 6, потому что слово скорбь по-славянски значит именно болезнь. А русские имеют еще и особое название скорбута, именно цынга.

Нельзя не упомянуть здесь также об удивительном способе передвижения, каким пользуются на окраинах Сибири у границ Китая. К саням они приделывают паруса; пока ветер попутный — они под развернутым парусом — довольно быстро несутся по подмерзшему снегу, посадив с собою в сани шесть собак; когда же ветер стихнет, они свертывают парус и запрягают собак. Как мне говорили, шестерка собак везет половину лошадиной клади.

Вывозят из России следующие товары: ревень, несколько уступающий китайскому и турецкому, бобровую струю, мускус, мед, воск, смолу (вар) для осмола кораблей, дешевые полотна, кавьяр (икру), русскую кожу, так называемую юфть, и коноплю. Город Ярославль больше славится изготовлением кож [626] (юфти), большая часть которой, как и кавьяр (икра), вывозится в Италию. Конопля же вывозится в Англию и Голландию для изготовления корабельных канатов. Когда я жил в Москве, одному голландскому купцу разрешен был вывоз хлеба, что принесло ему большие барыши.

Торговлю с русскими ведут англичане и голландцы в порту Архангела и в Нарве, в один порт чаще заходят голландские суда, а в другой — английские. В Нарве большие привилегии получили от Шведского короля армянские купцы, проживающие в Персии; они закупают товары в Голландии и везут их в Персию по Балтийскому морю (через Нарву), далее по р. Волге и Каспийскому морю. Но никому из них не дозволяется вернуться в Персию, если он не проехал указанным путем из Персии. Таким образом достигается то, что они, выезжал из Персии и возвращаясь туда, должны ехать через Россию. Легче однако ехать из России в Персию, чем наоборот, так как в первом случае приходится плыть по течению реки (Волги).

Раньше до самой Москвы ездили баньяны — знаменитые индийские купцы — со своими товарами, теперь же им не разрешается ездить дальше Астрахани, и они вынуждены там же заключать все свои сделки.

Русские ведут торг также с Китаем, добывая оттуда шелковые одежды. Привозят оттуда также чай и некое вещество желтого цвета, ароматное, подобное мелу, называемое Темзуй, которое считается у них отличным лекарством при многих болезнях. В столицу Сибири, Тобольск, часто приезжают с индийскими товарами Бухарцы-магометане (их столица, как мне говорили, называется, если не ошибаюсь, Самарканд). Вероятно, ради них в Тобольске обучают арабскому языку, как мне рассказывали.

Татары и Калмыки пригоняют осенью в Москву на продажу лошадей. Стада этих лошадей они называют табунами, в табуне бывает 6 000, 8 000, 12 000 и даже больше коней.

Эти татары торгуют детьми так же, как и лошадьми, и часто продают своих сыновей русским. Когда однажды я разговорился с таким подростком, умеющим говорить по-русски, и, побуждаемый любопытством, расспрашивал его об их языке, то спросил, между прочим, как он называет бога на своем языке; он мне ответил: Бог(а) у нас нет (Bog u nas niet). Однако у них есть какая-то религия. Высший духовный сан у них называется Кутуфта. Этого Кутуфту, татарского, как и монгольского, поставляет Далай-лама, живущий невдалеке от границ Китая, в городе Барантола, как я слышал. Китайские ламы, т. е. священники, тоже подчинены, говорят, этому Далай-ламе и воздают ему божеские почести. Народная молва приписывает ему бессмертие, ламам тем легче держать простой народ в этом суеверном убеждении, что Далай-лама никому, кроме лам — своих сообщников в этом обмане, — не показывается. Один боярин, облеченный званием царского посла к китайскому Императору, рассказывал, что ему предлагали как высшую честь дозволение видеть Далай-ламу при условии, что он падет ниц перед ним. Но он этого условия не принял.

Да смилуется Бог над несметным множеством людей, пребывающих до сих пор в густой тьме идолопоклонства, и да откроет он им наконец двери спасительного познания. В этой молитве со мной единодушны все, кто служит славе своего Искупителя и кто стремится к спасению Духом Христианства всего рода человеческого.

Конец.


Комментарии

1. Т. е. Архангельска.

2. Букв. «серой золота».

3. В тексте Лудольфа «Adamovoi kost, lignum adamiticum».

4. Буквально: «как другие дыни».

5. Ср. в: Latina Grammatica in usum Scholarium. .. / Kopiiewitz El. Amslelodamii, 1700. P. 36: cicer — гречиха.

6. По преимуществу

(пер. Б. А. Ларина)
Текст воспроизведен по изданию: Три иностранных источника по разговорной речи Московской Руси ХVI-ХVII веков. СПб. СПбГУ. 2002

© текст - Ларин Б. А. 2002
© сетевая версия - Strori. 2015
© OCR - Николаева Е. В. 2015
© дизайн - Войтехович А. 2001
© СПбГУ. 2002