Из монастырской жизни XVII века.

(Как постригались в монашество. 1667 г.).

Государю-преосвященному Симону, архиепископу Вологодцкому и Белоозерскому, царского богомолия и твоей святительской области Успения Пречистые Богородицы Кирилова монастыря келарь чернец Павел Ремезов и соборные чернцы челом бьют. В нынешнем, государь, в 176 (т. е. 1667)-м году ноября в 27 день объявился у нас в Кирилове монастыре наш монастырской подмонастырной крестьянин деревни Борового Ивашко Павлов в чернеческом платье, и мы ево Ивашка приказали соборному старцу Митрофану Нечаеву роспросить, пострижен-ли он, Ивашко, или на нем искус положен, и буде пострижен, и где он пострижен, и хто ево постригал и сколь давно пострижен, и что, государь, тот Ивашко в роспросе сказал, и мы ево роспросные речи отца ево духовного за рукою послали к тебе, государь, подклея под сею отпискою, и о том, что ты, государь, укажешь, а он лежит ныне болен.

176-го году ноября в 27 день. По приказу государей властей, старца Пахомия Спиридонова, келаря старца Павла Ремезова и старцов соборных Кирилова монастыря чернец Митрофан Нечаев Кирилова же монастыря вотчины подмонастырной деревни Борового крестьянина Ивашка Павлова допрашивал, для того, что он сего же числа пришел в Кирилов монастырь в чернеческом платье, и пострижен-ли он Ивашко, или на нем искус положен, и будет пострижен, и где он пострижен и хто ево постригал и в котором монастыре или где на погосте у мирской церкви и сколь давно он пострижен или искус наложен.

И он, Ивашко, в допросе сказал: «пошел-де я из дому своего сего же месяца ноября против 24-го числа в ночи, и пришел на усть-Шексны в Троицкой монастырь постричися, [618] потому что тут у меня по ряде договорено было священнику, что постритчи ему меня за шесть алтын четыре денги. И как я пришел к нему священнику постригатца, и он у меня учал спрашивать отпускной памяти, а у меня отпускной памяти нет, и для того он священник меня на усть-Шексны в Троицком монастыре и не постриг, и я оттуды пошел в Кирилов монастырь, и не дошед до Кирилова монастыря, будучи на дороге в Вогненской волости на перелеске стретил меня старец; а сказался мне тот старец из-за Белаозера ис-пустыни, а которые на имя пустыни и как ево зовут, того я не ведаю, потому что он мне не сказался, а я у него не спрошал. И постриг меня он старец тут на дороге в лесе под елью, и волосы резал ножем, а ножниц и книги у нево не было, и грамоте он умеет-ли или нет, того я не ведаю, а рукою он меня не благословлял и от постригания дал я ему найму тринадцеть алтын две денги. А платье у меня чернеческое примыслено задолго до сего времяни, потому что постритчися я давно наряжался для-ради хлебной скудости, что есть стало нечево и стал скорбен, а жена и дети постригатца меня не отпущали, и я от них ушел таем, а детей у меня осталось три сына, и большой в пятнатцеть лет и ныне я у нево прохожево старца наложа на себя под елью чернеческое платье пришел в Кирилов монастырь к отцу своему, старцу Пахомию».

И того же числа ноября в 27 день отец его с-Ивановского монастыря из меншой больницы старец Пахомий допрашиван. А в допросе сказал: Я-де сына своего и не видал, как он пришел ныне в Кирилов монастырь и в келье у меня не бывал, и пострижен-ли он или нет, того я не ведаю, а для хлебной скудости постритца он хотел, и я ево унимал, и постригатца ему не велел, а велел ему с женою и з-детми скитатца в мире, и он мне говорил: будет-де ты мне в Кирилове монастырь постричися воли не дашь, и я-де и инуды отшед где-нибуди постригусь. То мои и речи». А допросные речи записал Кирилова монастыря служка Лучка Иванов. Ha oбop.: «К сем допросным речам Покровской поп Федор Лукъянов вместо сына своего духовного крестьянина Ивана Павлова по его челобитью руку приложил».

Сообщ. Ив. Суворов.

Текст воспроизведен по изданию: Из монастырской жизни XVII века. (Как постригались в монашество. 1667 г.) // Русская старина, № 12. 1909

© текст - Суворов И. 1909
© сетевая версия - Thietmar. 2015
© OCR - Андреев-Попович И. 2015
© дизайн - Войтехович А. 2001
© Русская старина. 1909