Главная   А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Э  Ю  Я  Документы
Реклама:

Oracal 641 оптом

Oracal 641 оптом

rekup.ru

СПИСОК С ЧЕЛОБИТНОЙ ВАСИЛИЯ ВАСИЛЬЕВА СЫНА ПОЛОЗОВА

Государю царю и великому князю Феодору Алексеевичу, всея Великия и Малыя и Белыя России самодержцу, бьет челом холоп твой, Костромитянин, Васька Васильев сын Полозов.

Служил я, холоп твой, отцу твоему государеву, блаженныя памяти великому государю, царю и великому князю Алексию Михаиловичу, всея Великия и Малыя и Белыя России самодержцу, на Яблонном городе 1, с боярином и воеводою, князем Борисом Александровичем Репниным 2, со отцем своим, Василием, в малых летех. И на тех ваших, великаго государя, службах, взяли меня, холопа твоего, в полон Крымские Татара. А у Крымских был в полону полтора года. А из Крыму отдан был в подарки Турецкому салтану, и у Турецкаго салтана перед самим ходил в шатре 12 лет. И Турский салтан, увидя, что я еще верую во свою христианскую веру, а не их басурманскую, и, разгневась на меня, холопа твоего, для того что я не обусурманился, велел меня, холопа твоего, казнить смертию; и от той смертной казни упросил меня, холопа твоего, больший мурза, именем Ахмет, и вместо той смертной казни отдали меня, холопа твоего, на каторгу. А на каторге был я, холоп твой, девять лет, руки и ноги были скованы. И я, холоп, молился Господу Богу и пресвятой Богоматери, и великому чудотворцу Николаю и всем Московским чудотворцам, и обрекался я итить ко гробу Господню. И Божиею милостию каторгу розбило, и наши братья, невольники и бусурманские люди все потонули, а я, холоп твой, (к) которому бревну был прикован, и на том бревне меня, холопа твоего, и другова моего брата товарища, обоих прибило волной к берегу. И оттоле я, холоп твой, пошел в Иерусалим. И был я, холоп твой, во Иерусалиме и во Египте, и во Екксимании. А ходил я, холоп твой, по турскому и в турском платье, что (б) негде меня, холопа твоего, не задерживали и не распрашивали ни по платью, ни по языку.

А шел я, холоп твой, чрез многие грады Турецкие: на первой их Турецкой град Пинию, а с Пинии на Останной 3, а со Останнаго на Отданный, 4 а со Отданнаго на Куркал, а с Куркала на Опинний, а с Опинния на Чизор, а с Чизора на Скупифан, а с Скупифана на Хам 5, а с Хама на Сафат, а с Сафата на Яковлев мост, которой мост построил Иаков, отец Иосифа Прекраснаго, чрез Иордан реку. А ходу до того мосту еще 5 дней. А по конец того мосту стоит град Ияковль, и в нем жил сам Иаков. А оттоле я пошел под Назарет, а из под Назарету пути нет, только место знать. А стоит тута гора Фаворская, на которой Господь преобразился пред ученики своими и апостолы. И от Фаворской горы пошли три дороги: одна во Иерусалим, вторая во Египет, третия к проклятому Мохомету. И оттоле пошел на Ополк, а на Ополке указали мне Греки кладезь, на которой пришел Господь беседовати со женою Самарянынею; а ныне тот кладезь завален, потому что Турки ругаются ему, мечут в него кал и камения и всякой навоз. И там я жил у Греческаго попа, и тот священник указал мне, (где) Господь беседовал со ученики своими и со апостолы на камени, и на том камении знамения и доныне, яко снег белый.

И оттоле пошел во Иерусалим, пристал к иерусалимскому паше, сказался ему, что Турченин, Цареградской житель. А во Иерусалиме ходил в церковь Воскресения Христова, а Туркам в ту церковь ходить вольно, потому ключи той церкви держат у себя; и в церкви молятся Господу Богу втайне; и приложился ко гробу Господню. А оттоле ходил смотрити пупа земнаго. А пуп земной от гроба Господня три сажени. Тут же и щель адова; а величиною та щель, как человеку можно боком пролезть. А водил меня и указывал Армянин. А оттоле ходил смотрит темницу, где Господь Бог сидел и где был привязан; и тут учинен камень, яко ступа, и где Господню ризу раздраша. А оттоле ходил на Голгофу. А Голгофа от гроба Господня семьдесят степеней. И видел, где кровь Господня уканула на главу Адамову, и тут щель на полпяди. А в великую суботу сходит огонь с небеси ко гробу Господню всякими разными цветами, за два часа до вечера. А которой камень навален был на гроб Господень, и у того камени сидят три патриарха: Греческой, Фряской, Армянской. А от того огня Греческой патриарх засветил свечю и по браде своей повел, а огонь брады его не ожег 6. И то видя страшное чудо, Турской их великой дьяк стал христианин называтися и крестил лице свое крестообразно. И Турки, ухватя своего дьяка за руки, за ноги, приволокли во свой бусурманской приказ. И тот Турской дьяк не обратился, но крестил лице свое крестообразно. И они опять ево приволокли в церковь Воскресения Христова и сожгли его на лобном мест, где было шествие Господне на осляте. И оттоле ходил к Силуанской купели, и у Содома и Гомора был, и у Давыдова гроба, и у дому Давыдова был же; а гроб Давыдов от церкви Вознесения Христова, яко стрелить. Кругом дому Давыдова каменной город, а кругом города ров, чрез ров мост, по мосту стоят пушки и цепи; а христианам в тот дом не входимо.

А оттоле ходил во Вифлием, идеже родися Господь наш Иисус Христос. А оттоле ходил в их Турецкую мечеть; а та их мечеть сделана супротив того образца, как сделана и святая святых. Среди той мечети стоит камень на воздусе, как человеку можно рукою достати; а на конец того камени стоит как человечья глава; кругом того камени решетка железная; кругом решетки 20 сажен; а делал ту решетку царь Давыд. И тут, сказывают Греки, что опочивает царь Соломон. А оттоле ходил к Маврийскому дубу, идеже опочивают Аврам, Исак, Иаков; тут же и Господь пришел в Троице. А оттоле пошел во Египет, и дорогою видел ров, в котором сидел Иосиф от братии. И во Египте я жил полтора года, и в полату Иосифа Прекраснаго ходил, и у темницы был; а глубина той темницы 100 сажень; а ныне тут кладезь, и воду берут на пороховое дело. И оттоле ходил на Синайскую гору. А на Синайской горе опочивает Сава пустынник. И оттоле ходил в Неневию град; а ныне он пуст: только в нем опочивает Иона пророк. И во иудейском граде был, идеже опочивает святый Иоанн Предтеча межь тремя пророки.

А из Турския земли вышел в Черкаскую землю, а с Черкаской в Грузинскую, а из Грузинской на порубежной город Рюмь, а из Рюма на Шах реку, и тою рекою выехал в Вилон, а из Вилона пристал к Кизырбацкому 7 купчине, именем Кондрату, и он меня вывез во свою Кизырбацкую землю; и тамо я нашел двух послов Московских, и с ними выехал в Астрахань.

Милосердый великий государь, царь и великий князь Феодор Алексеевич, всея Великия и Малыя и Белыя России самодержец, смилуйся, пожалуй.

(Доставлено М. Ф. Шугуровым).

Челобитная Полозова сообщена г-ну Шугурову в рукописи первой половины XVIII века профессором Новороссийского университета, В. И. Григоровичем. Странствования свои по местам, куда так долго обращено было благочестивое внимание наших предков, Полозов вероятно выставляет как право на царское пожалование поместьем. П. Б.


Комментарии

1. Яблонный город или Яблонов — один из городов Лубенского полка; по списку Малороссийских городов 1663 года он значится в числе разоренных. М. Ш.

2. Князь Б. А. Репнин является с особенным значением еще при Михаиле Федоровиче, как любимец царя. В генваре 1640 года он был пожалован из стольников в бояре; в мае 1642 отправлен в Тверь искать золотой руды, но поиски оказались напрасны; а в апреле 1643 года он назначен был воеводою в Астрахань для усмирения возмутившихся Ногайских Татар. Если верить одному известию, то это назначение было как бы почетною ссылкою для Репнина. Дело в том, что Репнин во время двоевластия приобрел особенную силу. Эта сила навлекла на него негодование других бояр, к которым, по смерти отца государева, присоединилась и царица: под предлогом утушения Ногайского возмущения его и удалили из Москвы. При Алексее Михайловиче, пред окончательным разрывом с Польшею из за Малороссии, в 1653 году, Репнин является полномочным послом к Яну Казимиру от царя с предложением посредничества для примирения Польского короля с Богданом Хмельницким на условии, «чтобы Черкасам вперед в вере неволи не было и жить им в прежних вольностях». Обвиняли Бориса Александровича в жестокости; но это обвинение едва ли шло не от врагов его: по крайней мере ратные люди говорят, что перешедши от кн. Ивана Андреевича Хованского к Б. А. Репнину, «свет увидали». Репнин умер в 1670 году. М. Ш.

3. Останной, может быть, нынешнее селение Istanos, на запад от Ангоры. М. Ш.

4. Отданной — вероятно нынешний город Адана. М. Ш.

5. Хам должно быть нынешний город Хамах. М. Ш.

6. В царствование Михайла федоровича посетил Иерусалим русский купец, родом из Рязани, Василий Гагара. В Светлое Воскресенье, зажегши свечу свою чудесным огнем, сошедшим с неба, Гагара начал палить ею свою бороду — и ни один волос не сгорел; принимался палить в другой и в третий раз — и все борода осталась цела. «После этого я, говорит Гагара, просил прощения у митрополита, что был одержим неверием, думая, что Греки составляют огонь своим умышлением». М. Ш.

7. Кизирбацкий (Кизилбашский) — Персидский. М. Ш.

Текст воспроизведен по изданию: Список с челобитной Василия Васильева сына Полозова // Русский архив, № 8. 1865

© текст - Шугуров М. Ф. 1865
© сетевая версия - Strori. 2018
© OCR - Фоминов А. 2018
© дизайн - Войтехович А. 2001
© Русский архив. 1865

Oracal 641 оптом

Oracal 641 оптом

rekup.ru