Приложение VIII. Распросные речи пленных валахов

Распросные речи в Москве в Приказе Малой России двух волохов, взятых под Чигирином, и отправленных киевским воеводой И. Б. Троекуровым в Москву, 31 октября 1677 г.

А в роспросе сказали волошеня города Хотени [Хотина] Васкою зовется Микулаевым, да из Яс [Ясс] Ивашка Юрьев, и живет Васька в турской земле у визирева толмача у Енаша, и в прошлом де во 185 [1676-1677 гг.], году пришел он Васка от того толмача в Ясы на житье, а Ивашка служил в Ясах у волшского господаря и боярина у Богуша Садура, от него ушел и жил в Ясах же у брата своего у пахотного мужика Васки.

И в прошлом же в 185 году ушел по ту сторону Дунай в город Баба, где зимовал Ибрагим шайтан паша с турскими войсками. И перед Петровым днем /л. 55/ тот Ибрагим Паша, а с ним 5 пашей, да войск турских с 80 тысяч, да волох с 400 чел-к да с мултянским господарем 1000 чел-к по указу турского салтана пошли из-за Дуная под Чигирин, и в то время волошский господарь Антоней Скурца отдал их Васку и Ивашку янычарскому сотнику Асану для работы – и дорогою шли за возами.

Шел Ибрагим-паша от Дуная до Тягина [Бендеры] 8 дней. И стоял в Тягине с неделю и Днестр перешел под Тягиным, от Тягина к реке Богу [Буг] шли степью 8 дней. И мултяне везли из своей земли до реки Богу для мостового дела деревья на возах, потому, что в степи дерева взять было негде. И прешед к реке Богу ис того дерева сделали через реку мосты одним днем. И шли турские и волоские и мултянские войска чрез тот мост полтретя дню. А от Богу шли к черному лесу. И под Чигирин /л. 56/ пришли девятым днем в Петров пост до Спасова дня за два [примерно конец июля, Спасов день – 1 августа].

А Крымский хан был с пашой и двумя сыновьями, а сколко было с ним крымских и белгородских татар того они не ведают, потому что татары с турками и мулятнами не становились. А пришли они к Ибрагим-паше по сю сторону Днестра под Тягин. И пришед под Чигирин турки и волохи и мултяне в воскресной день до обеда стали подле Старого валу, и пехота пришанцовалась к тому валу и к прежним шанцам поставили шатры и палатки в длину версты на 7 а поперек версты на пол 3.

И того дня из города выходили на вылазку казаков человек с 30 и по туркам стреляли из мелкого ружья, а турецкая пехота по казакам стреляли из мелкова же ружя, и стреляли часа с 3. И турского одного человека семеней [сеймен] казаки взяли в полон, иных переранили, а из казаков турку убили 5 чел-к.

/л. 57/ И того ж дня янычаня по городу стреляли из много ружья из янычанак против понеделника в ночи турки за валом к городу покопали шанец, и поставили пушки, и начали по городу стрелять. Из города казаки и стрельцы выходили многия люди против турок на вылазку до свету часа за полтара и билис турки часа с три. И казаки и стрелцы турков и волохов и мултян вогнали в табор и многих побили и переранили. И после бою отошли в город.

И после той первой вылазки из города на четвертый день стрелцы и казаки в день выходили на вылазку многие люди и с турками был свемной [т.е. близкий, рукопашный] бой и турских агов и янычанских голов и сотников и рядовых многих людей побили. И турские и мултянские люди против стрелцов и казаков пошли всеми силами, и стрелцы де и казаки отошли в город, и турки дошли до вывода, что перед башней, и стрелцы и казаки турок у выводу /л. 58/ многих перекололи и побили и турки отступили в шанцы.

И после того турки ночми пришанцовали с ко рву, что подле города, и ров учали засыпать землею и по туркам из города из пушек и мелкого ружья стреляли беспрестанно, и турки из пушек и мелкого ружья по городу стреляли беспрестанно, а турки ис пушек и из мелкова ружя стреляли по городу день и ночь беспрестанно, а они де Васка и Ивашка на поле пасли буйволов от города верстах в трех вверх по Тясме реке к Суботову, а на бой против стрелцов и казаков не хаживали, потому что они даны турком для работы и взял де их в полон стрелец на поле и в город привели рекою в челнах. А стрелцов вышло челнами для языков 20 человек. И до взятия де их турки под городом стояли полтрет недели, а на приступ к городу не хаживали толко /л. 59/ стреляли в город из пушек и мелкого ружья и гранаты метали и у турского янычарского сотника которому были даны для работы слыхали они, что под городом турок в те недели побито с 3 тыс. чел., а ранено было то ж число. А много ли у вылазок из города было всех, того неведает потому что все пасли буйволов на поле.

А пушек де с туркам было 20 и в том числе 6 болших великих /л. 60/ по 34 лошади, а меншие по 8 и по 6 и по 4 лошади. А до взятия де своего они слышали, что татарове на сей стороне Днепра проведали про боярина и воеводу про князя Григорья Григорьевича Ромодановского и про гетмана Ивана Самойловича, что они с войски идут к Днепру, и турки сказывали турские де началные люди слыша про них тайно для того, чтоб войско не страшилось. И в Чигирин пришли ратные прибылые люди, и турки ту помочь как пришла видели. И с тех людей страху в турских людей никакова не слыхали. А замысл был у турков, чтоб город взят и розметать метать. А Юраско де Хмелницкой он у Ибрагим-паши был за караулом за янычаны. Да они ж будучи в турском войске слышали до взятья своего дни за два, что пороху у них почало быть от многой стрелбы мало. И слух носился будто ис турской земли везут пороху много. И по городе было турских 5 подкопов, и при них один подкоп взорвало и бросило на турков же и многих их побило и переранило. А про другой подкоп слышали они будучи в Чигирине, что взорвало, а какаво бросило того они не ведают. А трех подкопов не взрывало. А татаровя что стояли к Днепру по сю сторону Тясмы реки и как боярин и воевода и гетман с войски пришли к Днепру и бои с турки и с татары у них были, и того они не ведают, потому, что в то время были взяты в Чигирин. И болши того сказать ничего не ведают. А промыслы Турского салтана и на лето войска под Чигирин пойдут ли того они не ведают же.

Источник: РГАДА. Ф. 124. Малороссийские дела. Оп. 1. 1677 г. № 26. Л. 54–60.

Великанов В.С., Нечитайлов М.В. «Азиатский дракон перед Чигирином...». Чигиринская кампания 1677 г. М., 2019. С. 252

Приложение IX. Письмо о сдаче Чигирина

9 августа 1677 г. Траурнихт отправил в Москву перевод с грамоты, написанной белорусским письмом – по всей вероятности, это и есть переданный в Чигирин от Ибрахим-паши «лист, чтоб город Чигирин ему отдал»:

«Вы московские люди войсковые буде же в замке Чигиринском христианского народу и над войска начальные московскими и казацкими обретающиеся. Ведомо вам чиним это наияснейший цесарь и наисильнейший на свете междо манархи пан мой милостивой, что своею саблею и силою завоевал Украину.

А как Дорошенко в государство Московское ушел, вы пуст город обретше, в замок чигиринской вошли.

И так наияснейший царь пан мой милостивой, Юрья Хмельницкого власного дедича [т.е. истинного наследника] прислал, чтоб пан властвовал и был владетелем наю всею Украиною от границы до границы. Для чего с ним же послал хана крымского и нас с войски, чтоб ево на гетманство посадить. Для чего, чтоб вы с нами не бьючись город нам отдав и сами с чем ни есть пришли есте, с тем народ, в свою землю, возвратились. Будте надежны того дня чего от хана крымского также и от нас самих и от всего войска во здравии, безо всякого умаления отойдете. А буде не послушаете нас и тако за божнею помощию, мечем и огнем обеждены будете. А опосле не досадуйте, что вам прежде времени не дали ведать».

Источник: Смирнов Н.А. Россия и Турция в XVI–XVII вв. Т. II. XVII век. М., 1946. С. 139.

Великанов В.С., Нечитайлов М.В. «Азиатский дракон перед Чигирином...». Чигиринская кампания 1677 г. М., 2019. С. 252

Приложение X. Донесение из Варшавы 12 (22) октября 1677 г.

«Из Варшавы, 22 октября 1677 г.

...Наконец, получены некоторые подробности снятия осады Чигирина, на Украине. Турки, узнав, что московиты идут на выручку крепости, послали татар, чтобы воспрепятствовать переправе. Но московиты перешли реку, невзирая на все усилия татар, часть которых они уничтожили. Первые переправившиеся войска тотчас стали окапываться на речном берегу. Шайтан-паша, уведомленный о неудаче, вознамерился лично прибыть для противостояния московитам. Он оставил достаточно войск для продолжения осады, охраны осадных работ и лагеря, и с остатком армии и несколькими орудиями выступил к Днепру. Московиты закончили переправляться в укрепления и отправили спешно прямо в Чигирин, вдоль большого канала, тысячу всадников, которые не были замечены турками и вошли в крепость, атаковав и разбив войска, бывшие в траншее. Шайтан-паша тоже окопался на берегу Днепра. Он лишился множества офицеров и солдат и, узнав, что крепость получила подкрепления, отступил ночью 29 августа. Московиты заметили это при свете дня и захватили вещи, палатки и коней, оставленных в лагере. Осадные работы турок под Чигирином были необычайные. Они пробили несколько скал, чтобы устроить свои апроши».

Источник: Recueil des Nouvelles Ordinaires et Extraordinaires [Gazette]. Paris, 1678. № 103. Nouvelles Ordinaires, du 20 Novembre 1677. P. 865–866.

Текст воспроизведен по изданию: "Азиатский дракон перед Чигирином...". Чигиринская кампания 1677 г. М. Фонд «Русские Витязи». 2019

© текст - Лаптева Т. А. 1994
© сетевая версия - Тhietmar. 2007
© OCR - Пархоменко А. 2007
© дизайн - Войтехович А. 2001
© Исторический архив. 1994