Редкий документ о службе выкреста-еврея в русской армии во второй половине XVII в.

Публикуемый здесь небольшой исторический источник, образец приказной документации Московского государства XVII в., предоставляет современному исследователю наглядный пример отношения центральной российской администрации к выкрестам-евреям. Хронологически рукописный памятник относится к послевоенному времени, когда закончилось длительное противостояние между Россией и Речью Посполитой 1654-1667 гг., в результате которого в стране оказалось значительное количество пленных поляков, в том числе евреев из Белоруссии и Литвы. В отечественной истории подобное событие, связанное с более или менее массовым превращением евреев в русских подданных, состоялось, пожалуй, впервые 1.

Однако этот процесс имел вполне определенную специфику: практически все евреи, осевшие во внутренней России, были вынуждены креститься, поскольку проживание иноверцев-иудеев здесь со времен Ивана Грозного было строжайше запрещено. После заключения мира с поляками пленным евреям, как и прочим, было предложено остаться в России. Как видно, многие из них этим воспользовались, но при этом постепенно растворились в окружающем населении, приняв христианство 2. Впрочем, имеются документальные свидетельства того, что и в этот период в Великороссию приезжали польские евреи, исполнявшие поручения царского двора и казны 3.

Надо сказать, что принятие христианства для евреев означало получение весьма обширных льгот вкупе с полным уравниванием в правах с православным населением. Поэтому в вопросе: добровольно или принудительно происходил этот процесс — чаша весов склонялась скорее в сторону первого. Однако эта добровольность на деле все-таки оказывалась вынужденной — отказ от крещения был равнозначен реальной угрозе высылки за пределы Русского государства. Другой альтернативы для пленных евреев не существовало. Попутно заметим, что все попытки выкрестов тайного исполнения иудейских обрядов в России жестко пресекались, а склонение к «жидовству» рассматривалось по закону как одно из тягчайших государственных преступлений.

В то же время на территории Левобережной Украины (Малороссии), закрепленной Андрусовским мирным договором от 30 января 1667 г. за Россией, в конце XVII в. сложилось немногочисленное оседлое еврейское население, торговавшее [149] на ярмарках и арендовавшее в поместьях панские шинки и корчмы. Предложение властей евреям покинуть русскую территорию и перебраться в соседнюю Речь Посполитую практически не возымело действия. Но это исключение из общего правила распространялось лишь на западные окраинные земли. Центральная Россия по-прежнему оставалась свободной от иудеев. Достаточно здесь привести выдержку из Торгового устава от 11 сентября 1677 г., гласившего: «Которые евреяны впредь приедут с товары утайкою к Москве и учнут являтца, и товары свои записывать в Московской большой таможне, тех евреян ис Приказу Большого приходу присылать в Посольской приказ, и товары их в таможне не записывать для того, чтоб, по указу, евреян с товары и без товаров из Смоленска пропускать не велено» 4. Десятилетие спустя «Трактат вечного мира между империею Всероссийскою и короною Польскою» от 26 апреля 1686 г. еще более ужесточил соответствующее законоположение: «... Обоих великих государей... торговым людям, кроме жидов, ...ездить на обе стороны со всякими товары незаказанными...» 5

Главным действующим лицом в публикуемом документе является Могилевский 6 «жидовин Исачко», который еще в 1658 г. (т.е. во время Русско-польской войны) подал царю Алексею Михайловичу челобитную с просьбой о крещении. Его прошение было удовлетворено: крестил же еврея А. С. Матвеев, полковник и голова московских стрельцов 7. В результате Исаак становится Иаковом, после чего он проходит обучение «огнестрельным и гранатным делам и всяким тайным промыслам», используя при этом некую печатную книгу на немецком языке. В России он не только обретает военную профессию, но и женится. По окончании учебы Якушко направляется для службы в полк генерал-поручика Н. Бовмана. Сам по себе данный факт уникален, ибо столь ответственное занятие как стрельба из пушек поручалась бывшему иудею. Но это же одновременно свидетельствует о весьма лояльном отношении царской власти к евреям, принявшим православие. Степень доверия к ним, видимо, была столь высокой, что неофиты занимали порой — как и в этом случае — весьма ответственные должности даже в военной отрасли.

По-видимому, за несколько лет, проведенных в полку Бовмана, Якушко достиг значительных результатов, поскольку в тексте документа указано, что своей профессии он «научен совершенно». Кстати, интересна и сама личность командира его подразделения. Николай Бовман (Бауман) — «Датския земли полковник и инженер и гранатный мастер» — в 1657 г. по приглашению русского посла в Дании князя Д. Мышецкого поступил на русскую службу и принял участие в Русско-польской войне, в частности в осаде г. Конотопа в 1659 г., за что был произведен в генерал-майоры. Его полк решал задачи, связанные с вопросами артиллерийского [150] и инженерного дела. Однако в 1671 г. Бовман оставляет службу из-за религиозных разногласий с немцами, проживавшими в московской Немецкой слободе (датчанин был протестантом) и уезжает к себе на родину. Правда, позднее дважды, в 1673 и 1679 гг., Н. Бовман пытался вновь поступить на военную службу в России, написав письма соответственно окольничему А. С. Матвееву и лично царю Федору Алексеевичу, но обе эти попытки остались без результата 8.

Собственно документ представляет собой «Память из Пушкарского приказа в Приказ полоняничных дел о присылке ушедшего из плена крещеного Могилевского еврея Иакова и отдаче его в полк генерал-поручика Н. Бовмана для огнестрельных, гранатных дел и всяких тайных промыслов» от 5 декабря 1667 г.; хранится в Российском государственном архиве древних актов (РГАДА), в фонде 141 (Приказные дела старых лет). Как видно из текста, поводом к появлению письма стал самостоятельный уход Якушки с женой из полка на двор «королевского величества у великих и полномочных послов» и его желание уехать «в литовскую сторону». В разбирательстве этого вопроса были задействованы два центральных учреждения Русского государства: Пушкарский приказ, в ведении которого находилось артиллерийское дело 9, и Приказ полоняничных дел, занимавшийся судьбой пленных иностранцев 10. В «памяти» Пушкарского приказа говорится о возвращении по царскому указу Якушки на службу в полк Н. Бовмана и о запрете на отпуск его в Литву. Ответственность за выполнение данного распоряжения возлагалась на Приказ полоняничных дел в лице думного дворянина И. А. Прончищева 11 и дьяка И. П. Михайлова 12; об этом было сказано еще в предыдущей «памяти» Пушкарского приказа от 29 ноября 1667 г., требования которой за прошедшую неделю выполнены не были. Вполне очевидно, что власти не захотели отпускать за границу специалиста по «огнестрельным и гранатным делам», на подготовку которого было затрачено так много средств, усилий и времени. Именно этим могут быть объяснены та поспешность и настойчивость, с которыми действовало русское артиллерийское ведомство по возвращению на полковую службу выкреста Иакова.

В заключение отметим, что сведения о военной службе в России XVII в. указанного крещеного еврея, конечно, уникальны, но отнюдь не единичны. Например, [151] информация о службе выкрестов в русской армии на протяжении этого столетия встречается в материалах объемного фонда Разрядного приказа 13. В окладной книге Иноземского приказа 14 имеется запись 1633/34 гг. о служащем в роте X. Рыльского Исаке Самойлове, «что был жидовские веры» 15. А в «деле десятен» мы встречаем запись 1664 г. о выдаче капитану «салдацкого строю» Даниле Еремееву «государева денежного жалованья месечного корму» по 11 рублей за разные месяцы — капитан оставил расписки в получении денег на еврейском языке, поскольку на русском, видимо, писать еще не умел 16. Однако этот почти не изученный вопрос требует дальнейшего кропотливого исследования.


1667 г., декабря 5 — Память из Пушкарского приказа в Приказ полоняничных дел о присылке крещеного Могилевского еврея Иакова, назначенного в солдатский полк генерал-поручика Н. Бовмана для огнестрельных, гранатных дел и всяких тайных промыслов, обратно в полк.

/Л. 1/ Лета 7176-го декабря в 5 день по Государеву цареву и великого князя Алексея Михайловича всеа Великия и Малыя и Белыя Росии самодержца указу думному дворянину Ивану Афонасевичю Прончищеву да дьяку Ивану Михайлову. В нынешнем во 176-м году ноября в 29 день писано ис Пушкарского приказу в Приказ полоненичных дел к тебе, думному дворянину к Ивану Афонасевичю, и к диаку к Ивану:

В прошлом в 167-м году бил челом Великому Государю царю и великому князю Алексею Михайловичю всеа Великия и Малыя и Белыя Росии самодержцу выходец из Магилева жидовин Исачко, чтоб Великий Государь ево пожаловал: велел крестить в православную християнскую веру. И по указу Великого Государя того Исачка крестил полковник и голова московских стрелцов Артемон Матвеев, а во крещении дано ему, Исачку, имя Иаков. И для крещения православный христианские веры и для вечного холопства тот Якушко научен совершенно огнестрелным и гранатным делам, и из верховых и из длинных пушек гранаты стрелять укажет. Да ему ж, Якушку, дана для учения /Л. 2/ огнестрелных и гранатных дел и для всяких тайных промыслов немецкого языка печатная книга и велено ему, Якушку, быть генарала-порутчика в Миколаеве полку Бовмана.

И ныне тот Якушко и з женою ушед, живет королевского величества у великих и полномочных послов и хочет ехать в литовскую сторону. И Великий Государь царь и великий князь Алексей Михайлович всеа Великия и Малыя и Белыя Росии самодержец указал тому Якушку для огнестрелных и гранатных дел и для всяких тайных промыслов быть по-прежнему генарала-порутчика в Миколаеве полку Бовмана, а в литовскую сторону ево не отпускать. И декабря по 5 число того Якушка из Приказу полоненичных дел в Пушкарской приказ не присылывано. [152]

И по Государеву цареву и великого князя Алексея Михайловича всеа Великия и Малыя и Белыя Росии самодержца указу думному дворецину Ивану Афонасевичю Прончищеву да диаку Ивану Михайлову о том Якушке учинить по-прежнему и по сему Великого Государя указу.

РГАДА. Ф. 141. Приказные дела старых лет. On. 1. 1667 г. № 273. Л. 1-2.


Комментарии

1. Следует отметить, что некоторое число евреев осталось в России еще во время предыдущей Русско-польской войны 1632-1634 гг.

2. См.: Гессен Ю. История еврейского народа в России. Л., 1925. Т. 1. С. 10.

3. Подробнее об этом см.: Гессен Ю. Евреи в Московском государстве в XV-XVII вв. // Еврейская старина. 1915. Выл. I (январь-март). С. 1-19; Выл. II (апрель-июнь). С. 153-173.

4. РГАДА. Ф. 276. Коммерц-коллегия. Оп. 1. Д. 1737. Л. 1. Текст устава повторяет требования именного указа царя Федора Алексеевича «Об отсылке в Посольский приказ евреев, приехавших утайкою в Москву с товарами» от 12 сентября 1676 г. (Полное собрание законов Российской империи с 1649 года: Собр. 1-е. СПб., 1830. Т. II. № 662). См.: Шугуров М. Ф. История евреев в России // Русский архив. 1894. Кн. I. Вып. 1. С. 66.

5. РГАДА. Ф. 276. Коммерц-коллегия. Оп. 2. Д. 61. Л. 69.

6. Белорусский г. Могилев был включен в состав России по первому польскому разделу 1772 г. и стал административным центром губернии и уезда, а до этого времени входил в состав Великого княжества Литовского.

7. Матвеев Артамон (Артемон) Сергеевич (1625-1682) — русский государственный деятель и дипломат. Сын дьяка, служил на Украине, участвовал в Русско-польской войне 1654-1667 гг., входил в состав русской делегации на Переяславской раде. С 1669 г. думный дворянин, управляющий Малороссийским, а с 1671 г. одновременно Посольским приказами. С 1672 г. окольничий, с 1674 г. боярин. В 1676-1682 гг. находился с семьей в ссылке. Убит в Москве во время стрелецкого восстания 1682 г.

8. См.: Русский биографический словарь. СПб., 1900. Т. II. С. 595.

9. Пушкарский (Пушечный) приказ — центральное военное учреждение Русского государства, ведавшее артиллерийским делом и артиллерийскими служащими. Возник в 1560-х гг. путем преобразования Пушечной избы, существовавшей с начала XVI в. Впервые упоминается в дошедших до нас официальных документах под 1577 г. Ему подчинялись в области управления, суда и снабжения пушкари, затинщики, воротники, пороховые («зелейные») мастера и казенные кузнецы и плотники. Приказ ведал набором в пушкарскую службу, преимущественно из посадских людей, а иногда из иностранцев. В его компетенцию входили изготовление, закупка, учет и распределение артиллерии и боеприпасов; в подчинении приказа находились Пушечный и Гранатный дворы в Москве и других городах, пороховые и селитренные заводы. В январе 1678 г. Пушкарский приказ был включен в состав Рейтарского приказа, но в 1682 г. вновь стал самостоятельным. В марте 1701 г. реорганизован в Артиллерийский приказ.

10. Приказ полоняничных дел (Полоняничный приказ) — центральное учреждение Русского государства. В 1667 г. был выделен из Посольского приказа и в 1670 г. подчинен ему. Ведал сбором денег на выкуп русских пленных и военнопленными иностранных государств. Ликвидирован в июле 1678 г. с передачей дел о пленных в Земский приказ.

11. Прончищев Иван Афанасьевич (?-1687). С 1640 г. — стряпчий, с 1644 г. — на посольской службе. С 1661 г. — думный дворянин и посол в Швеции, с 1678 г. — окольничий. В 1662-1663 гг. — управляющий Приказом Большой казны и Монастырским приказом, в 1668 г. — Приказом Большого прихода, в 1674-1675 гг. — Разбойным приказом. В 1670-1673 гг. — казанский воевода.

12. Михайлов Иван Поликарпов. В 1656 г. — дьяк Устюжской чети. В 1662-1663 гг. — дьяк Малороссийского приказа, в 1663-1665 гг. — одновременно Галицкой чети. В 1668 г. — дьяк Рейтарского и Иноземского приказов, в 1669 г. — в Московском судном приказе.

13. Разрядный приказ (Разряд) — центральное учреждение Русского государства. Возник в начале XVI в. Ведал военным делом и служилыми людьми: учетом находящихся на военной и гражданской службе, назначением поместных и денежных окладов, набором ратных людей, а также постройкой крепостных сооружений и засечных черт, организацией пограничной службы, управлением «украинными» городами. Ликвидирован в 1711 г.

14. Иноземский приказ — центральное учреждение Русского государства. Учрежден ок. 1624 г. Ведал иноземцами, состоявшими на русской службе, и полками иноземного строя. Ликвидирован в 1701 г.

15. РГАДА. Ф. 210. Разрядный приказ. Оп. 6. Книги Московского стола. Кн. 46. Ч. I. Л. 856.

16. Там же. Оп. 4. Дела десятен. Д. 276. Л. 46, 52 об., 57 об., 63 об., 68 об.

Текст воспроизведен по изданию: Редкий документ о службе выкреста-еврея в русской армии во второй половине XVII в. // Единорогъ. Материалы по военной истории Восточной Европы эпохи Средних веков и Раннего Нового времени, Вып. 1. М. Квадрига. 2009

© текст - Фельдман Д. З. 2009
© сетевая версия - Тhietmar. 2018
©
OCR - Николаева Е. В. 2018
© дизайн - Войтехович А. 2001
© Квадрига. 2009