№ 1

ОТПИСКА ВЕРХОТУРСКОГО ВОЕВОДЫ ИВАНА КАМЫНИНА ТОБОЛЬСКОМ У ВОЕВОДЕ КНЯЗЮ ИВАНУ ХИЛКОВУ

(1662 г.)

Господину князю Ивану Андреевичу Иван Комынин челом бьет. В нынешнем, господине, во 170-м году генваря в 25-й день писал ко мне на Верхотурье из Исецкого острогу приказчик Давыд Андреев: в нынешнем во 170-м году ездил он Давыд по Исете реке для збору государевой десятой пошлины со всяких промышленных людей и наехал он Давыд в новой слободе на Царево городище, збирати другие пошлины тех же со всяких промышленных людей, с которых он Давыд имал государеву десятую пошлину, Верхотурского уезду ис Катайского острогу беломестный казак Ефсевей Афанасьев с товарышем, а сказал де ему Давыду то Ефсевейка: збирает пошлины по моей наказной памяти из Катайского острогу приказчик Илья Бакшеев (...), а по указу де Великих Государей в прошлом во 168-м году писал ты ко мне, что тое Мехошину курью, и Царево городище, и Барнево к Верхотурью ведать не велено, и с рыбы, и с хмелю и со всяких промыслов десятные пошлины со всяких людей, с Верхотурья збирать не посылати, и по указу Великих Государей отписати б мне Верхотурскому уезду в Катайский острог к приказчику Илье Бакшееву и в иные верхотурские слободы к прикащикам с большим подкреплением, чтоб ис Катайского острогу и из иных верхотурских слобод приказщики вперед на Исеть реку на Мехонину курью, и на Цареве городище, и на Барнево в уезд для пошлинного збору никого не посылали, для того что збирают государеву десятинную пошлину на Мехонине курье, и на Царево городище, и на Барневе со всяких промышленных людей в Тобольск, чтоб в двойных пошлинах промышленным всяким людям изгони, а государевым пошлинам недобору не было. И я, господине, по указу Великих Государей и по твоей тобольской прежней отписке Тобольского уезду Мехонину курью и Царево городище и Барнево к Верхотурью не в чем не ведаю, и с рыбы и с хмеля и со всяких промыслах государевы десятные пошлины со всяких людей с Верхотурья сбирать не посылывал, и Катайского острогу приказчику Илье Бакшееву наказной памяти что ему Илье сбирать на Исете реке с промышленных со всяких людей с их промыслов государев десятные пошлины не давал и таможенных зборщиков [26] Ефсевейка Афонасьева с товарыши посылать не велел. А Илья Бакшеев ис Катайского острогу ко мне и к подъячему к Ивану Артемьеву писал: посылал де он Илья ис Катайского острогу вниз по Исете реке, где промышляют Верхотурского уезду из слобод крестьяне рыбу, Катайского острогу таможенного зборщика беломестного казака Ефсевейка да беломестного казака Фетьку на Великих Государей пошлины збирать по-прежнему, и на Царево городище Верхотурскому уезду слобоцких крестьян у Меркушка Заикова с товарыши десятные пошлины взял 3 рубли, и слоботчик де Юшко Соловей тех Ефсевейку да Фетьку посадил в студеную баню и держал 3 дни и посылал на Мехонину курью по прикащика по Давыда Андреева, и Давыд де Андреев, приехав, тех пошлинных денег доправил на нем Ефсевейка 2 рубли 29 алтын 2 деньги, для того что Царево городище Тобольского уезду, и впредь им для пошлинного сбору ездить не велел (…)

ААН, ф. 21, оп. 4, д. 2, л. 307, 308.

№ 2

ВЫДЕРЖКА ИЗ СИБИРСКОГО ЛЕТОПИСНОГО СВОДА (ГОЛОВИНСКОЙ РЕДАКЦИИ) О РАСКОЛЬНИКАХ УТЯЦКОЙ СЛОБОДЫ

(1682 г.)

Того же 190-го году в Сибири, в Тобольском уезде вверх по Тоболу реке в Утяцкой слободе, завели пустыню слободчик и крестьяне. И почали к ним збираться из городов и из слобод служилые и тяглые люди. И выбежали из слобод в ту пустыню многие тяглые люди покиня свои житья и домы. И от того многие места запустели, и для того посылали в ту пустыню в Утятскую слободу Успенского монастыря Долматовы пустыни игумен Исакий их разговаривать, чтобы в ту пустыню служилых и тяглых людей не принимали (...)

И во 191-м году в месяце декабре в той пустыне и слободе старцы сами зажглися и згорели, и тут с ними згорело много всякого имения и хлебного запаса (…)

ПСРЛ. М., 1987. Т. 36. С. 218, 219.

№ 3

НАКАЗНАЯ ПАМЯТЬ НА ОСНОВАНИЕ САЛТАСАРАЙСКОЙ СЛОБОДЫ

(1693 г.)

Лета 7201 генваря в 9 день по Указу Великих государей (…) память Усть-Миякской слободы беломестным казакам пятидесятнику Захарку Сизикову с братом Екимкой (…) пожаловали бы их велели б на том месте порозжем вновь построить слободу из денежного оброку и прибрать всяких охочих людей (…) крестьян на льготные годы прибирать и льготы им давать по уговору. Которые крестьяне уговорятся против выми Великих государей десятинные пашни пахать на выть на две десятины с четью и тому крестьянину денежно оброк платить (…) в казну по три рубли на год, а собинные им на себя пашни [27] пахать на десяти десятин в поле, а в дву потому ж. А которые крестьяне уговорятся на полвыти на десятину с получетью и тем крестьянам, денежного оброка платить в казну по рублю с полтиною на год. А собинной их пашни на себя пахать по пяти десятин в поле в дву потому ж. А которые крестьяне уговорятся на полдесятины и на пол получеть десятины и тому крестьянину платить денежного оброку по двадцати пяти алтын на год. А собинной на себя пашни пахать две десятины с полдесятины в поле, а в дву потому ж. А которые крестьяне уговорятся на четверть и на малую четь десятины и тому десятинные пaшни пахать десятина с четью, а денежного оброку платить по двенадцати алтын по три деньги на год. А которые крестьяне уговорятся на полчеть и нa половину малые чети десятины пашни пахать и тем крестьянам денежного оброку платить по шти алтын по полуторе денге на год. А которые крестьяне уговорятся вытные пашни пахать и больши или меньши и тем крестьянам денежного оброку в казну платить и собинные на себя пашни пахать по росчету и льготы им давать по Указу на год и на два.

А которые беглые Поморских городов крестьяне учнут приходить с Руси в тою новую слободу и учтут бити челом Великим государям в пашенные крестьяне и тех беглых крестьян в пашенные крестьяне не принимать а отсылать их на Верхотурье к воеводам (...)

А которые всяких чинов люди учнут бити челом Великим государям в беломестные казаки и с ними уговорится, что их Великих государей служба служить без денежного, без хлебного и без соляного жалования, а за то им денежное, и хлебное, и соляное жалование служить с пашни, и под пашни им земель давать против Тобольского уезду Ницинских и Исецких беломестных казаков и пахать по две десятины с полудесятиннюю в поле, a в дву потом ж (...)

А под дворы места давать против тобольских жителей по пятнадцати сажен, а поперешнику по осми сажен. И жить им в той слободе от калмыцких воинских людей с великим обережением.

Да им же Захарку з братом Екимком збирать Великих Государей таможенные всякие пошлины с туточных крестьян и з беломестных казаков же для новыя селидби по оценке по десяти денег с рубля. А с торгующих по гривне с рубля. А с хмелю десятой пуд. И расправы меж крестьяны и всяких чинов чинить и суд давать (…) А с ссудных дел денег пошлины имать им на виновных по гривне с рубля, да пересуду и правого десятка по семи алтын по две деньги (...)

РГАДА, ф. 199, № 481, т. 2, л. 509-513 об..rar

Текст воспроизведен по изданию: Социально-политическая история Южного Зауралья в XVIII-XIX вв. Курган. Курганский пединститут. 1994

© текст - Никитин В. А., Павлуцких Г. Г., Менщиков В. В. 1994
© сетевая версия - Тhietmar. 2011
© OCR - Srori. 2011
© дизайн - Войтехович А. 2001
© Родина. 2001