2. ИЗ ВТОРОЙ ЧЕЛОБИТНОЙ СЕМЕНА ДЕЖНЕВА

(23 сентября 1664 г. )

Царю государю... самодержцу бьет челом холоп твой великие реки Лены Якутцкого острогу служилой человек Сенька Дежнев; служил я, холоп твой, блаженные памяти отцу твоему... на Яне, и на Индигирке, и на Алазейке, и на Колыме реках, служилыми и с приказными льдьми с Дмитреем Михайловым да с Михайлом Стадухиным и в ясачном сборе в вашей великих государей казне учинили великую прибыль. И с Колыми реки поднялся я, холоп [71] твой, морем — проведывать новых рек, и приискал вновь, сверх тех прежних рек, новую реку Анандыр, и на той новой на Анандыре реке будучи на твоей, великого государя, службе зимовье и острог поставил, и аманатов (Аманаты — заложники.) поймал и ясаку тебе, великому государю, и десятые (пошлины) собрал на той новой реке шесть сороков 39 соболей и пластин собольих, семь сороков четыре пупка собольих, 15 пуд 36 фунт кости рыбьи моржового зубу. Да я ж, холоп твой, с товарищи на Анандыре реке, тебе, великому государю, челом ударили два зуба моржовые рыбьи кости, весом 32 фунта. И с той новой с Анандыри реки ясак соболи и кость рыбья тебе, великому государю, идет и по се число.

А поднимался я, холоп твой, на ту твою, великого государя, службу, на те новые реки своими деньгами и своими подъемы, а твоего великого государя жалованья мне, холопу твоему денежново и хлебново и соляново со 151 (Вместо, четырехзначной цифры, обозначавшей год от “сотворения мира”, часто указывалось лишь трехзначная цифра: 151 год означал 7151, или 1646 по новому летосчислению (от “рождества Христова”.) году по 170 год ничего не дано...

И будучи на той твоей, великого государя, службе, поднимаючись собою, и служа тебе, великому государю, многое время без твоего великого государя жалованья, имаючи иноземцев в аманаты, голову свою складывал, раны великие приимал и кровь свою проливал, холод и голод великий терпел, и помирал голодной смертью, и на той службе будучи и от морского разбою и обдолжал великими неокупными долги, и в тех долгах в конец погибаю.

Милосердый государь, царь… самодержец! Пожалуй меня, холопа своего, за мое службишко к тебе, великому государю, и за подъемы, и за аманатцкое иманье, и за раны, и за кровь, и за морские разбои, и за всякое нужное терпение своим, великого государя, хлебным и денежным жалованьем за прошлые годы со 151 — год по 170 год мой заслуженный оклад сполна, чтоб мне, холопу твоему, в кабальных долгах на правеже убиту не быть и впредь бы твоей, великого государя, службы не отбыть и в конец не погибнуть! Царь, государь, смилуйся, пожалуй!

Текст воспроизведен по изданию: Хрестоматия по истории средних веков. Т. 3. М. 1950

© сетевая версия - Тhietmar. 2006
© OCR - Ingvar. 2006
© дизайн - Войтехович А. 2001