Известие о букваре Василия Бурцова, напечатанном в Москве в 7188 (1679 году). 1

Все старинные Руские Писатели любили в сочинениях своих сказать несколько слов о себе. В XVI веке они употребляли на сие [481] несколько слов в конце книги, а в XVII веке ставили имена свои в начале сочинения. Почтенный Бурцов не следовал сему обыкновению и вовсе скрыл свое имя. Если бы Тредьяковский не сохранил нам заглавие Букваря Бурцова, то не возможно было бы узнать название сочинителя Букваря, сообщенного нам для рассмотрения.

Заглавие Букваря следующее: «Букварь языка Словенска, сиречь начало учения детям, хотящим учитися чтению писаний». Далее сказано, что он печатан в великом граде Москве в Типографии Верхней, 2 1679 года, в Царствование Федора Алексеевича, и при Святейшем Кир Иоакиме Патриархе Московском и всея России.

Предисловие начинает почтенный Бурцов сими словами:

К Юношам учитися хотящим.

Отроче юный от детства учися,
Писмена знати и разум, потщися:
Не возленися трудов положити,
Имать бо тебе польза многа быти.
Аще ея видит досадно труждаши.
Но сладко плоды трудов собирати. [482]
Иже в юности труды полагает,
Во дни старости в покое бывает.
Наипаче, иже книгам научится,
О трудех честных превозвеселится.
Дар писание великий от Бога.
Тайна письмены является много:
Что серце, мысли и ум рассуждает,
То писание удобь извещает.
Безгласно убо: но зело явственно.
Далее гласа бывает несенно.
Глас близ сущему слово возвещает,
Писание же далеким являет.
Что кто далече сый напишет тебе,
То познаеши о всяцей потребе.
Письмены воля всех Царя явися,
Во писании мудрость заключися.
Юже аще кто имети желает,
Писании мудрых, да употребляет
Божие слово есть во писании
Священном, яко в его послании.
Умиленная суть в нем моления,
Добродетелей всяких учения.
То Вере учит, любовь завещает,
Злая вся хулит, грешных обличает:
Хранит от Ада, водворяет в Небе,
Тем же читати писания требе.
Яко зерцало зрящему являет,
Каково лице его пребывает,
Или есть черно, или убеленно:
Или бледеет или почермненно».

 

После сих нравственных и весьма умных стихов следует воззвание к родителям. [483]

«Благословления отроков во училище учитися священным писаниям идущим. Вестно буди, яко аще начатки всех деяний наших от божественных молитв, и от источника всех благих, и помощника Бога быти имут, кольми паче начаток творити хотящий, иже учением премудрости получити, ей же начало есть страх Божий: и ни от кого же податися может, разве от премудрости совершенные, источника Бога. Тем же вси родителие, чада своя учению божественных писаний хотящии вдати, должны суть от церковных молитв начинати: о благословении бо сеющии, с благословением и жнут. Сицевому столетному и полезному обычаю, Иереи своя парохианы должны суть научити.

Приведену убо сущу сицевому отрочати ко Иерею в церковь: Иерей взем на себе эпитрахиль и фелонь, начинает обычно: благословен Бог наш и пр.».

Здесь следует несколько молитв, по прочтении коих говорит почтенный Бурцов: «отходит отроча с миром во училище; а Иерей во свояси».

И так предки наши следовали мудрому правилу: испросить прежде благословение [484] Божие, а потом отослать уже отрока в училище.

После сего начинается Букварь, в коем встречаем мы буквы Юс и Ипсилон, кои уже во времена Кариона Истомина вышли из употребления.

После азбуки, складов и словосоставления, следуют опять молитвы: Царю Небесный, Отче наш, Псалом: помилуй мя Боже, Символ Веры и Тебе Бога хвалим.

Мудрый Бурцов желая, чтоб учащиеся имели основательное понятие о Вере Христианской, помещает после сих молитв разговор о православной Вере. Вот краткий пример:

Вопрос.

«Кто еси ты?

Ответ.

По естеству человек, благодатию же Божиею сын его есмь.

Вопрос.

Каковым убо образом еси ты сын Божий?

Ответ.

Понеже крестихся банею паки-бытия, сиречь породихся от воды и духа и причастихся тела и крове Христовы». [485]

Почтенный Бурцов представив учащемуся основательное понятие о Вере, которую он должен исповедовать, помещает также в книге своей десятословие Моисесво и заключает оное двумя следующими Господа Иисуса Христа:

1.

«Любити Господа Бога своего всем сердцем, всею душею своею, всею крепостию своею и всем помышлением своим».

2.

«Любити ближнего своего, яко самого себе».

За сим следуют шесть совершенств Нового Завета, десять блаженств Иисуса Христа, три добродетели Богословия, седмь таин Нового Завета, седмь даров Духа Святого, девять плодов духа человека, от Духа Святого благодати в нем раздающиеся, седмь грехов тягчайших, грехи ожидающие от Бога присно отмщения, седмь дел милосердия, три добродетели добротворения, три советы Господни, правда естественная, правда законная, пять чувств телесных, пять чувств душевных и четыре вещи последние: смерть, суд, Геенна и Царство Небесное. [486]

После сего помещены в Букваре благочестивого Бурцова разные молитвы: от сна восстав; молитва Св. Макария Великого; молитва утренняя; молитва, внегда захочет отроча ясти; благодарение по обеде, молитва пред вечернею; благодарение по вечери; молитвы на нощь.

За сими молитвами следует просодия верхняя, или ударение гласа, яже употребляют Славяны. Например: «Оксия или острая, Вария или тяжкая, дасиа или густая, периспомени или облеченная, ксили или тонкая, Ерик, поерк, смитная, мягкая.

Строчные препинания: «черта, запятая, двоеточие, точка, разятая, еденишная, вопросная, удивная, вместная, отложная».

После сих знаков помещены Славянские цыфры, кои, как известно, составлялися из букв, и за сим следуют речи, коими обучающиеся должны приветствовать родителей своих и благодетелей: на Рождество Христово, на Богоявление, на Воскресение Христово, на Сошествие Св. Духа, и на новое лето.

Для примера школьного красноречия тогдашнего времени, мы выписываем два приветствия к родителю и благодетелю на новый год. [487]

К Родителю.

«Бог ветхий денма начала и конца неимущий, вчера ветхому лету конец, днесь же новому начало даровал есть, родителю мой прелюбезный и благодетелю премилостивый. Благоденствие ему Церковь мати наша о прешедшем песненно воссылает, а о начатом теплые молитвы проливает, яко да благоволит дати мирное в нем пребывание, здравое жительствование, и всяческих плодов изобилие. Аз же приветствуя тебе благодетелю моему о началоположении нового сего лета, молю Обновившего кровию своею род естества человеческа, да благоволит тя обновити благодатию своею от немощей душевных и телесных, во крепость и силу: от одеяния обветшавшего во брачную одежду: из ветхого в нового человека; да в новости духа жительствуя, угоден явишися ему самому, яко Царю всяческих и Творцу: и его Божественною десницею, да здраво в мире, в благодати, и доброденствия храним чрез все поприще настоящего, и чрез ина многая лета, честнаго достигнеши престарения, и по окончании временныя жизни, да в новый Иерусалим Небесный водворишися, и [488] вечно ему поеши песнь нову в бесконечном веселии, сыновним усердием, желаю».

__________

К Благодетелю.

«Ходатай Нового Завета, Христос Господь, нового нам лета ныне начало благоволил есть дати, благодетелю мой прещедрый, ея же милости благодарил мы суще, благодарственная его человеколюбию радостно восписуем, веселием же исполняющеся духовным, друг другу приветства деяти и всяческих благ усердно желати тщимся. Изряднее благодеяний причастницы благотворящих аки долгом связуемии, прилежат с приветствием не умедлиши: преступление быти неищуще, и малу черту укоснения. В таковых сословии аз пред лицем твоим пречестным вменяяся по сильному тщахся, не косно предстати усердый приветственник господству твоему. Всеблагорачительно убо приветствую твоей пречестности, о алфе нового лета, моля Христа Господа, алфа и омега, еже есть начаток и конец именуемого, да по своим щедротам Божественным даст ти и омега его прочести, в здравии и благоденствии и многая подобная в его благословении и благодати [489] совершати и по довольном в подобней пребывании, во премирных на Небеси водворитися кровех, и тамо во светлое тех святых в присном ликовании бесконечно жительствовати. Тех благ комуждо желаемых твоей милости яко мне самому желая, милостивому твоему призрению всесмиренно ся вручаю».

Букварь свой заключает Бурцов следующим увещанием:

«Хощеши чадо благ разум стяжати,
Тщися во трудех выну пребывании;
Временем раны нужда есть терпети,
Ибо тех кроме бесчинуют дети.
Розги малому, бича большим требе,
А жезл подрастшим, при нескудном хлебе.
Та орудия глупых исправляют,
Плоти целости ничтоже вреждают.
Розга ум острит, память возбуждает,
И волю злую в благо прелагает.
Учит Господу Богу ся молити;
И рано в Церковь на службы ходити.
Бичь возбраняет скверно глаголати,
И дел лукавых юным содевати.
Жезл ленивых к делу понуждает,
Рождших слушати во всем, поучает.
А злобы творцы страхом си спасает,
Егда болезнми душу проницает.
Не вредить костей, телу болезни родит.
Но злые нравы от юных отводит,
Душу от огня вечна сохраняет. [490]
В Небесную же радость водворяет.
Ты убо отче, такожде и мати,
Научишеся чада поучати.
Аще хощете утеху имети,
А не срам за ня, в старости терпети.
Не на плотскую красоту чад зрите,
Но души красны да будут, смотрите.
Красота плоти многих погубляет,
А язвы тоя душу удобряет.
Лепота души весьма есть спасенна,
Создавшему ю Богу возлюбленна:
Туже обычно учение вводит,
А умный детищ в чести мнозей ходит.
Вы же, о чада, труд честный любите.
Еже полезно того ся держите.
Знающе, яко аще я трудити
Тяжко, но легко труды плодов жати.
И раны юже добро содевают,
Вам не мерзостны в детстве да бывают.
Целуйте розгу, бичь и жезл лобзайте,
Та суть безвинна, тех не проклинайте,
И рук, яже вам язвы налагают.
Ибо не зла вам, но добра желают.
Делеса злая весьма отревайте,
Ко добрым сердца ваша прилагайте.
Сие же слово за дар благ возмите.
Не злословте ми, но благословите.
Иже вам благих всяческих желаю,
Конча, к благости всяцей увещаю».

Оканчивает же оный сими словами: «Царю веков, Нетленному, Невидимому, Единому [491] Премудрому Богу, да будет честь и слава во веки веков аминь. Конец и Богу слава».

По окончании Букваря помещает Сочинительного: Св. Генадия Патриарха Константинопольского о Вере: «еже убо православную Веру имети, основание добрых дел есть. Тем же от Веры начнется слово». Статья сия состоит изо ста параграфов; вот для примера некоторые:

§ 35. «Славы земные ни в косм же деле похощи: слава бо земная угасает любящим ю, возвеявши во время человеку, яко буря ветренная, плод добрых дел его отъемши, вскоре отшедши посмеется неразумию его.

§ 16. Поклоняй главу твою всякому старейшему тебе: смиренным разумом смиренные воздвигнеши.

§ 18. Меншия тебе и малыя верстою, любовию восприимай и помилуй,

§ 19. Царя бойся всею силою твоею; не есть бо страх его на пагубу души; но паче научатся от того боятися Бога. [492]

§ 20. Небрежение бо о властех, небрежение о самом Бозе, еже на власть земную учиненного; видимого бо владыки не бояйся, како можешь боятися невидимого Бога?

§ 31. Кротко ступание, кротко седание, кроток взор, кротко слово. Вся сия тебе да будут: от сих бо истинный Христианин явишися.

§ 57. Червь смирен зело и худ, ты же славен и горд: но аще разумен еси, то сам уничижи гордость твою, помышляя: яко крепость твоя и сила, червем снедь будет».

Окончив обозрение сего букваря, должно ли нам сказать наше мнение о книге и о Сочинителе оной? — Истина требует откровенности. и мы должны признаться, что Буквари, изданные чрез сто лет после сего, гораздо хуже, недостаточнее, не приличнее, не совершеннее — и весьма далеки от той мудрой цели, которую имел почтенный Бурцов. Весьма бы желательно, чтоб мужи, попечению коих вверено образование нашего юношества, приближились к дальновидным и премудрым видам Сочинителя сего Букваря. [493]

О хорошем не нужно судить много: благоразумный читатель, просмотрев содержание предлагаемого Букваря и порядок в изложении предметов, заключит сам обозрение наше сими словами: желательно, чтоб юношество обучали по плану Бурцова.

В. Б.


Комментарии

1. В статье о Букваре Кариона Истомина, помеченной в № 19 Северного Архива, упомянуто о Букваре Василия Бурцова, изданном в первый раз в 1637 году, и потом несколько раз перепечатанном. Его Превосходительство Дмитрий Павлович Руничь сообщил нам сей Букварь для обозрения оного. Книга сия тем более заслуживает любопытство, что пожалована Царем Федором Алексеевичем сыну Стольника Ивана Андреевича Бутурлина, Стольнику же Ивану Ивановичу Бутурлину, родному деду по матери Е. И. Д. П. Рунича и хранится в сей фамилии как незабвенный памятник Царской милости. По красоте издания и отличной доброте бумаги должно думать, что сей экземпляр принадлежал к числу тех, которые были тиснуты для Двора, вероятно для первоначального учения Царевичей Иоанна Алексеевича и Петра Алексеевича. Сей последний во время сего издания книги, (в 1679 году) был на восьмом году. — Один из почтенных наших сотрудников сделал краткое обозрение сего достопримечательного сочинения. Изд.

2. В осмушку 159 стр.

Текст воспроизведен по изданию: Известие о букваре Василия Бурцова, напечатанном в Москве в 7188 (1679 году) // Северный архив, Часть 5, № 6. 1823

© текст - В. Б. 1823
© сетевая версия - Thietmar. 2021
© OCR - Андреев-Попович И. 2021
© дизайн - Войтехович А. 2001
© Северный архив. 1823