«Против города Тетюш на Луговой стороне»

Земли патриаршей вотчины XVII века

В Российском государственном архиве древних актов хранится уникальный документ, представляющий немалую ценность не только для историков и археологов, но и для биологов. Речь идет о «Росписи землям и сенным покосам и рыбным ловлям, рекам и озерам и всяким угодьям, которые были отделены к патриаршей вотчине». «Роспись» была составлена по отдельным книгам 1655/56 г., когда патриарх Никон получил в вотчину земли вдоль Закамской засечной черты на реках Утка и Майна на левом берегу Волги. «Роспись» уникальна, ибо она содержит сведения о состоянии природы этой территории, находящейся в лесостепной зоне Нижнего Поволжья в XVII веке. В писцовых и межевых книгах XVI-XVII вв. обычно содержится информация о состоянии природных комплексов, уже подвергшихся антропогенному воздействию — в форме традиционного природопользования. «Роспись» же показывает состояние левобережья Волги до активного хозяйственного освоения. Кроме того, архив Приказа Казанского Дворца, управлявшего территорией Низа Поволжья, то есть ниже Нижнего Новгорода, сгорел в начале XVIII века, поэтому отдельные сохранившиеся документы по истории этого региона приобретают особую ценность. Не меньший интерес территория, описанная в «Росписи», представляет для историков и археологов. Городище Болгар Великий и другие археологические памятники средневековой Волжской Болгарии, существовавшей в середине X — середине XIII вв. как самостоятельное государство, а после монголо-татарского нашествия ставшей частью территории Золотой Орды, давно привлекали ученых. Раскопки городищ Волжской Болгарии были начаты еще в XIX веке историками [101] Казанского университета. Однако сведения о состоянии городищ в XVII веке могут быть полезными археологам и теперь. В середине XVII века после строительства Закамской засечной черты, защищавшей юго-восточные границы европейской части России от набегов кочевников, началось сельскохозяйственное освоение земель за Камой. Они привлекали плодородием, обильными рыбными ловлями, лесами. В 1655/56 г. патриарх Никон, «собинный друг» царя Алексея Михайловича, второй (после патриарха Филарета, отца царя Михаила Федоровича) патриарх, удостоившийся титула «Великий государь», получил от царя новую вотчину за рекой Камой. Земли были выделены из дворцовых государевых. Патриарший Дворцовый приказ начал строение там рыбных промыслов. Однако в июле 1658 г. начавшееся ранее охлаждение отношений царя и патриарха завершилось неслыханным ранее событием — отречением патриарха от престола и уходом его из Москвы в монастырь Новый Иерусалим на р. Истре. Началось «дело патриарха Никона». В 1659 г..царский подарок был возвращен в казну, о чем говорит память (Память — разновидность распорядительного документа (наказ, инструкция)). с приказом отдавать земли и угодья на оброк, как это было до дарения вотчины. «Роспись» была приложена к памяти; вместе с этим документом она и публикуется.

Публикация кандидата исторических наук Татьяны СОЛОВЬЕВОЙ


№ 1

Память из Казани воеводы Ф. В. Бутурлина приказчику дворцовой Тетюшской волости М. Кисловскому 1 31 марта 1659 г.

Лета 7167-го марта в 31 день. По государеву цареву и великого князя Алексея Михайловича всеа Великия и Малыя и Белые Росии самодержца указу память Макарью Лазоревичю Кисловскому.

В нынешнем во 167-м году писал ты в Казань к окольничему и воеводе к Федору Васильевичю Бутурлину, к дьяком к Ивану Татаринову, к Федору Михайлову: Были де отписаны за патриарха воды против города Тетюш на Луговой стороне 2 от Чертыковского Нижнего устья — Виловатое, Долгое да Борковское да Александрове озера и с ыными с неточными и з западными озеры да на Низ до Уноровских гор. И от Чертыковского Нижнего устья до Уские (Так в тексте; очевидно, следует: Утуские) заводи воды лежат впусте и никому на откуп не отданы. И ты де без указу великого государя тех вод на откуп и на оброк отдавать не смеешь.

А от Утуские де заводи Уткинская волошка 3 и до Уноровских гор по обе стороны Волги-реки и з затоны и с песками и с неточными и з западными озеры отданы на откуп Тетюшского Покровского монастыря крестьяном Бориску Калистратову с товарищи. Да за Волгою ж рекою на Луговой стороне на полянках на Балымерах пашенная земля лежит впусте ж. И тое де землю, буде кто учнет спрашивать из найму, и о том бы тебе велеть указ учинить.

И как к тебе ся память придет, и ты б безоброчные рыбные ловли и земли отдавал на оброк, примериваясь к прежним таким же рыбным ловлям и землям, как бы было великого государя казне прибыльнее, опричь тех вод и земель, которые в поместьях и вотчинах и на оброке, чтоб ни с кем в том спору не было. А которые рыбные ловли и земли были в одцеле к патриарше вотчине, и тем рыбным ловлям и землям послана к тебе с отдельных книг Федора Садилова 164-го (7164 г. — 1655/56 г.) году роспись под сею памятью (Нал. 2 об. пометка о получении: 167-го апреля в 18 день подал память казанской стрелец Иванова приказу Сполохова Олешка Савастьянов Казанец)

РГАДА. ф. 281. Д. 6495. Л. 1-2. Подлинник.

№ 2

Роспись земель, сенных покосов и рыбных ловель в Казанском уезде, пожалованных в вотчину патриарху Никону в 1655/56 г.

Роспись землям и сенным покосом и рыбным ловлям, рекам и озерам и всяким угодьям, которые были отделены к патриаршей вотчине.

За Камою-рекою порозжие земли от Чертыковские Нижние изголови к Болгарскому городищу и ниже Болгар вниз по Волге-реке по обе стороны рек Майны и Утки по Урень и вверх по речке Уреню до Уренские вершины, а с Уренские вершины до казачьих поль Киинского городка. [102]

Пашенные земли меж рек Уреня и Майны, опричь болотных и степных мочажин, на четыре тысячи на шестьсот на дватьцать чети 4 в поле, а в дву по тому ж 5.

Да хоромного соснового и черного лесу и з бортными ухожеи 6 и дубров и непашенной земли и степных мочажин, которая земля в пашню и в сенные покосы не годитца, подле речки Уреня по одной стороне пашня от Уренские вершины в длину на двенатьцать верст 7, а поперег на шесть верст.

Да подле реки Майны по другую сторону речки Кизыл-су с устья вниз по Самарскую дорогу лесу, бору ж и дубнику и березнику и з бортными ухожеи в длину на пять верст, а поперег на две версты.

Ас Самарские дороги до устья подле Майны ж черного лесу, дубнику и березнику в длину на пять же верст, а поперег на две же версты.

Да сенных покосов меж рек Уреня и Майны вниз до Уренского и Маинского устей на четыре тысячи на семьсот копен, а река Урень устьем впала в волошку Княинку, а волошка Княинка впала в волошку в Гороховку, а волошка Гороховка пала в Волгу-реку.

Да в тех лугах в угодьях рыбные ловли озер.

Озеро Яик, а Бык тож, длиною на пять верст, поперег на триста сажень 8, а течет из Майнских болот, а из него исток впал в реку Урень.

Да озеро Подстепное, длиною на полверсты, а поперег на шестьдесять сажень, а из него исток впал в Яицкой исток.

Озерко Западное, Уймистое тож, подле кряж, в длину на сорок сажень, поперег на пятьнатьцать сажень, из него исток пал в Локонской исток, а Локонской исток выпал ис под Маинского яру, а пал в Яитцкой исток, длиною на две версты, а поперег на дватьцать сажень.

Озеро Бобровое, в длину на двести на пятьдесять сажень, а поперег на пятьдесять сажень, из него исток, а пал в Подстепной исток.

Озеро Кочковатое, длиною на полверсты, поперег на сорок сажень, из него исток пал в реку Урень.

Озеро Орловое с пасынком, длиною на шестьдесять сажень, поперег на сорок сажень, из него исток пал в волошку Княинку.

Сузерко Долгое меж дубовой гривы 9 на полверсты.

Озерко Плоское с. пасынком же, круглое 10.

Исток Чечора выпал ис трех озер, из Орлова да из Долгова да ис Плоскова, а на устье того истока озерко, в длину на сто сажень, а поперег на дватьцать сажень.

Озерко Долгое, в длину на полверсты, поперег на дватьцать сажень.

Озерко Безымянное повыше изголови волошки Княинки под рамень 11, длиною на сто сажень, поперег на пятьнатьцать сажень.

Да меж Болгар и Утки реки.

Озеро Борковское, а длиною на две версты, поперег на пятьдесять сажень, а из него исток пал в Александрове озеро.

Озеро Куреневое, длиною на версту, поперег на полверсты, из него исток пал в Волгу-реку, а словет тот исток Реун.

Озеро Карасево под ветельником на Балы[мер]ских (Утрата букв на краю листа) лугах, круглое.

Озеро Ветляное, длиною на полверсты, поперег на сорок сажень, из него исток пал в Волгу-реку.

Река Майна, и меж тое реки Майны и реки Утки пашенной земли, опричь болотных мест и степных мочажин, на шестьсот на шестьдесять на четыре чети в поле, а в дву по тому ж.

Да хоромного соснового бору з бортными ухожеи подле реки Майны вверх от волских поемных 12 лугов в длину на тринатьцать верст, поперег на три версты. Да от тех же поемных волских лугов черного лесу и дубровы подле того ж бору, в длину на тринатьцать же верст, а поперег на версту. Да от бору и черного лесу и от дубровы к Большой Киинской дороге хоромного ж соснового лесу и з бортными ухожеи, и в длину на двенатьцать верст, поперег от реки Майны по Утку-реку на десять верст.

Да в том же бору речка Чална впала в реку Утку, а вышла ис степи.

Да от того ж бору за Киинскую дорогу к Майнским и Уткинским вершинам черного лесу на десять верст.

Река Майна пала в Волгу-реку, да меж рек Майны ж и Утки Маинское городище в длину сажень с пятьдесять, поперег сажень с сорок, да сенных покосов поемных волских лугов меж рек Утки и Майны на три тысячи на пятьсот копен. [103]

А озер в тех местех.

Озеро Западное, в длину на сто сажень, поперег на пятьдесять сажень.

Озеро Березовое, в длину на версту, поперег шестьдесять сажень.

Озеро Камышное, длиною на версту, поперег на сто сажень.

Река Утка впала в Утинскую волошку, а волошка впала в Волгу-реку.

А меж Утки-реки и Болгарского городища по мере пашенной земли, опричь болотных мест и степных мочажин, на четыре тысячи на двести чети в поле, а в дву по тому же.

А вверх той пашенной земли стоит старое татарское городище блиско Утки-реки, словет Кокрынское, а ныне на том Кокрынском городище варят селитру на государев обиход, а того Кокрынского городища по мере в длину на полверсты, поперег тож.

А едучи от того селитреного городища к Волге-реке по одной строне подле Утки-реки на низ — хоромного соснового и дровяного и дубровного лесу и з бортными ухожеи в длину на три версты, поперег на полверсты.

Да в отмерной пашенной земле два озерка небольших круглых, длиною по сту сажень, поперег по семидесять сажень.

А от тех озер блиско бывало истари третее круглое ж озеро, длиною на восмьдесять сажень, поперег на сорок сажень. И ныне в том озере вода небольшая.

А переедучи ту отмерную пашенную землю к Волге-реке — на высокой горе татарское Балыморское (Так в тексте) городище, в длину того Балыморского городища на триста сажень, поперег на двести на пятьдесять сажень, от Волги версты з две.

А от того Балымерского городища версты с четыре, блиско Утки-реки — другое [104] татарское городище, словет Утинское, а около того городища ров глубиною в сажень, а по мере того селища (Так в тексте) в, длину на семьдесять сажень, поперег на сорок сажень.

Да под Балымерским городищем блиско Волги-реки в лугах.

Озеро Балымерское, длиною на полверсты, поперег на сорок сажень, из него исток длиною на пять верст и больши, поперег на сорок сажень, впал тот исток в Олександрово озеро, (а Олександрово озеро) (Взятое в скобки вписано над строкой, другими чернилами) в длину на версту, поперег на пятьдесять сажень, а из Олександрова озера исток впал в Утинскую волошку, а Утинская волошка пала в Волгу-реку.

Да с сенных покосов от Чертыковского устья вниз по Волге-реке и до речки Уткинского устья вдоль на пятьнатьцать верст, поперег от Волги-реки и до лесу на две версты.

Да меж Болгар и Утки-реки от Красного яру и от Болгарского городища и до Балымерского городища хоромного соснового лесу и з бортными ухожеи на двенадцать верст, поперег на четыре версты.

Да дубровного и дровяного черного лесу вдоль на десять верст, поперег на три версты.

Да с сенных покосов в лугах блиско Волги-реки рыбных озер.

Озеро Долгое, Пневое тож под Красным яром, в длину на версту, поперег дватьцать сажень.

Озеро Быково, в длину на версту и больши, поперег на пятьнатьцать сажень, из него исток пал в Виловатое озеро.

Озеро Виловатое, в длину на полторы версты, поперег на сорок сажень.

Озеро Плоское против Тетюш, в длину на версту, поперег на тритьцать сажень. [105]

Озеро Долгое против Тетюш же, длиною на полторы версты, поперег на пятьдесять сажень.

Учинена межа отводной земле великого государя святейшего Никона патриарха Московского и всеа Великия и Малыя и Белыя Росии вотчинной пашенной земле и сенным покосом и рекам и озерам с рыбными и звериными ловлями и з бобровыми гоны и с лесы и з бортными ухожеи и со всякими угодьи.

От Нижние Чертыковские изголови вниз подле Волги-реки до Уренского устья, а с Уренского устья вверх по речке Уреню до Уренские вершины, до вражины до суходолу, и вражиною и суходолом к Утинским полям. На изголови во вражине положены на сосне две грани 13.

А от той сосны и через вражек на приземистую березу, на ней положены две грани.

А с той березы на одинакую березу, что стоит середь поля, на ней положены две грани.

А с той березы по речку Кизыл-су по Утинское поле на красные матерые сосны, что стоят блиско речки Кизыл-су, и на горелой сосновой пень, на одной крайной матерой сосне положена грань, а другая грань положена на ней же, по речке Кизыл-су вниз по речку по Майну.

От новых городов, которые городы (В тексте ошибочно; правильно: годы) по государеву указу устроены по Закамской черте, от тех трех сосен до Киинского городка верст с восмь, а до Ирыклинского городка верст з дватьцать.

А з другую сторону учинены межи и грани от Чертыковской Нижней изголови к Болгаром: стоит матерой дуб, в вершине виловат, на нем положены две грани, одна грань положена на изголовь Чертыковского устья, а другая грань на дуб, которой стоит вдоль блиско того матерого дубу.

А на нем положены две грани, одна грань на первой матерой и виловатой дуб к Чертыковскому устью, а другая грань на том же дубу вверх по Чертыку-реке, а положены на нем две грани для того, что первой дуб стоит на берегу блиско Волги и Чертыка, а чаеть 14, что тот первой дуб снимает вешнею большою водою.

А с того другова дубу на кудреватой приземистой дуб. А тот дуб покляп на Красной яр, на нем положены две грани.

А с того дуба на приземистой же кудреватой дуб, на нем с одну сторону от Чертыка-реки заросль, а покляп на Красной яр, на нем положены две грани.

А с того дуба на приземистой же дуб, а тот дуб с сучьями, кудреват, покляп на тот же Красной яр, на нем положены две грани.

А с того (дуба) (Вписано над строкой) через Долгое озеро на Красной яр, на бор, на сосне положены две грани, а сосна покляпа к Волге-реке.

А с той сосны и с Красного яру через березник на большой бор, что по Болгары, блиско старой дороги на тонковатой высокой сосне, на ней положены две грани.

А с той сосны прямо дорогою, едучи к Болгарскому городищу, да по каменной старой татарской столб. А стоит тот каменной столб возле дороги, едучи к Болгарскому городищу на правой стороне.

А с того каменного столба направо по старому татарскому валу во рву на суховерхой березе, на ней положены две грани.

А с той березы на старые татарские каменные на две палаты. А на тех полатех выросли рябины. А перед теми полатами стоит дуб кудреватой в долине, а перед тем дубом стоит блиско третья татарская полата каменная.

А от тех трех татарских старых каменных полат, переехав черной перелесок, на кудреватой дуб, что стоит на дуброве, на нем положены две грани.

А с того дуба на две кудреватые березы, стоят на одном корени, на них положены две грани.

А с тех берез на кудреватой дуб, стоит в осиновом и в березовом колочке 15, на нем положены две грани.

А с того дуба и с осиновова и з березовова колочка на осиновой и на березовой колок же, а у того колка стоят две березы на степи, на них положены две грани.

А с того колка и з берез на Тростяное болота, а с того Тростяного болота через Большую Самарскую дорогу да по Большое Желтое болото. А на том Желтом болоте стоит в воде большая виловатая береза, на ней две грани. А через Желтое болото до Утинские вершины.

А от Чертыковского Нижнего (устья) (Вписано над строкой), едучи к Болгором, на богор через [106] Самарскую дорогу к Желтому болоту, и через Желтое болото вверх, подле реки Утки, направе пашенная земля со всеми угодьи великого государя святейшего Никона патриарха Московского и всеа Великия и Малыя и Белыя Росии, а налеве земля государева.

А от Казани та вотчинная земля через Каму-реку до Болгарские межи девяносто верст. (На л. 1об.—13о6., то есть на обоих документах, на склейках скрепа: Диак Федор Михайлов. Нал. 13 об. пометка: Справил Савка Тютчев)

Там же. Л. 3-13. Подлинник.


Комментарии

1. Судьба публикуемых документов, очевидно, такова: при возвращении вотчины в казну они случайно попали в руки патриаршей дворцовой администрации, занимавшейся в новой вотчине, «что в Закамской черте на реках на Утке да на Майне», строением рыбных промыслов (РГАДА. Ф. 235. Оп. 2. Кн 41. Л. 265 об). Затем документы оказались в патриаршей казне, где хранились обычно все документы на земельные владения. В 1764 г. в ходе секуляризации у церковных учреждений вместе с землей были изъяты из их архивов и поземельные документы. Коллегия Экономии получила в управление земли, которыми ранее владела церковь. В эту коллегию были переданы и документы. Различные акты на землю образовали огромную коллекцию, составленную из актовых частей епархиальных, монастырских и церковных архивов, в которой документы систематизированы не по принадлежности к какому-либо архиву бывшего владельца земли, а по географическому признаку, по месту нахождения земельного владения, то есть по уездам. Эта коллекция носит название «Грамоты Коллегии Экономии» (ф. 281).

2. Луговая сторона — левый низкий берег Волги.

3. Волошка — рукав Волги или Камы; проток, доступный для судов во время весеннего подъема воды, но нередко пересыхающий летом. Из гидронима Волга, то есть волошка — «маленькая Волга».

4. Четь — единица измерения площади пашенной земли.

5. Традиционное указание на величину площади земель в системе трехполья.

6. Бортные ухожеи — бортные угодья, термин лесного пчеловодства. От «борть» — дупло, в котором водятся пчелы; колода для пчел; специально выдолбленное дерево.

7. Величина версты в средневековой России — 1,4 км.

8. Величина сажени — 2 м 13 см.

9. Грива — низкая, некрутая вытянутая гряда; невысокий плоский бугор; узкая длинная возвышенность.

10. Круглое — то есть непроточное.

11. Рамень — густой лес; хвойный еловый лес; ельник в противопоставление сосновому бору.

12. От «пойма» — заливной луг; «поём» — низменное пространство Заволжья, заливаемое водами.

13. Грань — знак, затес на дереве.

14. От «чаять» — полагать, предполагать; чаеть — вероятно.

15. Колок, колочек — небольшая лесная роща, чаще всего дубовая или березовая, приуроченная к степным западинам; мелкий невысокий лес.

Текст воспроизведен по изданию: «Против города Тетюш на Луговой стороне». Земли патриаршей вотчины XVII века // Источник. Документы русской истории, № 3 (22). 1996

© текст - Соловьева Т. 1996
© сетевая версия - Тhietmar. 2010

© OCR - Сычкин Н. 2010
© дизайн - Войтехович А. 2001
© Источник. 1996