К ВОПРОСУ О ГОСУДАРСТВОВАНИИ ПАТРИАРХА НИКОНА.

В нашей духовной литературе господствует убеждение, что патриарх Никон получил титул великого государя от самого царя, в благодарность за избавление его семейства от заразы, и что Никон, предусматривая будущие неприятности из-за этого титула, долго отказывался от него. Такое мнение впервые высказал м-т Платон в своей истории («Церк. Ист»., т. II, стр. 234), за ним это же повторяет ар-т Аполлос в своем сочинении о п-рхе Никоне (Начертание жития и деяний Никона, М. 1845, стр. 45) и о. Михайловский («Странник», 1863 г., стр. 152). И действительно, впервые титул великого государя прилагается к Никону Алексеем Михайловичем в жалованной грамоте от 1655 г., (апрель, 7163, Аполлос, стр. 138). Эту грамоту разумел, кажется, и сам, Никон, когда говорил посланному к нему боярину, что «называется он великим государем [200] не собою» (Солов. XI, стр. 295), на что есть намек в его возражениях на вопросы Стрешнева и ответы Паисия Лигарида (Рукоп. Спб. дух. академии). Соловьев, не входя в подробные объяснения поэтому поводу, приводит грамоту Никона, где он титулует себя великим государем, писанную еще до приезда его в Вязьму (Солов. XI, 274 стр.). В актах исторических есть две грамоты еще от 1663 г., где Никон придает себе титул великого государя (Акты Истор. IV, стр. 192–194).

Выяснения всех этих противоречий мы не находим в нашей литературе. Ниже мы помещаем текст грамоты, писанной или в конце 1652 г., или в начале 1653 г., проливающей новый свет на этот вопрос. Это просительная грамота Никону от белозерских посадских людей, где они титулуют его великим государем. По прочтении этой грамоты дело это с большою вероятностию можно объяснить так, что жившие в народе предания о бывшем незадолго пред тем великом государе патриархе Филарете Никитиче оживились под влиянием слухов о силе и значении нового патриарха. Поэтому народ, в своих просьбах к Никону, начинает прилагать к нему еще не забытый титул великого государя. Поддаваясь течению, начинает употреблять его и сам Никон. Наконец этот титул санкционировал и сам государь, в порыве признательности за сохранение своего семейства. Вот текст этой грамоты:

«Великому государю святейшему Никону, патриарху московскому и всея Русии, бьют челом сироты государевы, белозерцы посадские, земские, старостишка Федька Панин, да Филька Инюшин и все белозерцы, посадские людишки. В прошлом, государь, 160 году (1652 г.), по государеву указу и по грамотам и приказу галицкие чети за прописью дьяка Ивана Тимашова, приготовили мы суды под чудотворцовы мощи иже во святых отца нашего Филиппа митрополита московского и всея Русии, и под тебя, государя, великого святителя, и под государева боярина Ивана Никитича Хованского, и под властей, и под государевых дворян, и под стрельцов, под Кирилловым монастырем на взвозе, на реке на Шексне три судна: с нас посадских оскудалых людишек одно судно с чердаком, а два судна покрытых, и со всяким судовым ходом, и с работными людьми; а работных, государь, людей было на тех наших судах трое человек кормщиков, да работных гребцов тридцать человек. А те, государь, суды стали, кроме кормщиков и работных людей, в двадцать девять рублей, а работным, государь людям давали мы до рыбные слободы по двадцати алтын человеку, а кормщиком по полтора рубли человеку, и всего, государь, нам, посадским оскудалым людишкам, суды стали с работными людьми и с кормщики в пятьдесят в один рубль с полтиною. И у нас, государь, за теми судами посылан был целовальник Васька Овчинников, и как, государь, те суды до Ярославля [201] дошли и опорожнены, и ярославльский воевода, Петр Чириков, да подъячей Иван Гаврилов тех судов наших целовальнику Ваське Овчинникову не велели отдать, а велели его взяти приставом без вины; и целовальник Васька седел в съезжей избе скован три дни да четыре ночи. — мало голодной смертью не номер, и про то ведомо, государь, ярославльскому земскому старосте и посадским земским людем. И ныне, государь, те суды стоят в Ярославле и с тех наших судов кровли и всякая судовая спасть побрана, и нам, посадским оскудалым людишкам, в тех судах и в работным людех учинилися убытки большие. А в Каргополе, государь, на судовое строение и в работные люди давали из казны государевы. Милостивый великий государь, святейший Никон, патриарх московский и всея Русии, пожалуй нас, сирот белозерцев, посадских оскудалых людишек, буди, великий государь святитель, праведному государю, для ради великого святителя Филиппа митрополита московского и всея Русии и для своего душевного спасения, об нас, посадских оскудалых людишках, печальник, чтобы государь нас, сирот своих, для твоего святительского прошения пожаловал, — велел бы нам за те наши суды и за работные люди деньги выдать из своей государевы казны, — во что нам стали те суды. О, государь, пожалуй, потому что в Каргополе и в иных городах суды строены и работные люди наймованы государевой казною. Государь святитель, смилуйся пожалуй (Древняя копия с подлинной грамоты находится у г. Чмутова).

Сообщил В. Колосов.

Текст воспроизведен по изданию: К вопросу о государствовании патриарха Никона // Древняя и новая Россия, № 1. 1881

© текст - Колосов В. 1881
© сетевая версия - Тhietmar. 2022
© OCR - Андреев-Попович И. 2022
© дизайн - Войтехович А. 2001
© Древняя и новая Россия. 1881